КалейдоскопЪ

Прилив духовной жизни

Рубеж 1950–1960-х годов стал временем подъема литературного творчества. В авангард вышли журналы «Новый мир» во главе с А. Твардовским, «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия» и др. Самым популярным изданием для молодежи становится журнал «Юность» (главный редактор В. Катаев), в котором подобрались талантливые писатели и поэты, чьи произведения отличались правдивостью, не закомплексованностью догмами и штампами, отличались не стандартным языком повествования.

Публикация произведений новых авторов нашла огромную благодарную читательскую и слушательскую аудиторию. Яблоку негде было упасть в Политехническом музее, на стадионе в Лужниках, на площади Маяковского в Москве, когда там читали свои стихи А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. До дыр зачитывались журнал «Новый мир» с поэмой Твардовского «Теркин на том свете», книга В. Катаева «Два капитана». Среди граждан среднего и старшего возраста успехом пользовались произведения маститых мастеров К. Паустовского («Повесть о жизни»), Л. Леонова («Русский лес»).

Но не так просто было обойти цензуру и назидательность со стороны властей в области литературы. В идеологические штыки был встречен роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», поскольку в нем была поднята тема репрессий, сделана попытка показать, что и в советском обществе могут быть проблемы и противоречия, что не соответствовало официальной партийной установке. Критика партийно-государственных органов обрушилась на роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Осуждение и травля автора («литературный сорняк», «свинья, гадящая в наш советский огород» и т.д.) привела к его отказу от присужденной ему Нобелевской премии в области литературы (1958). Пастернак был исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. восстановлен посмертно).

Буквально воспрянул кинематограф. Триумфальным стал показ в Каннах кинофильма «Летят журавли» М. Калатозова (1957). Явлениями мирового кино стали ленты «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая, «Судьба человека» Ф. Бондарчука, «Девять дней одного года» М. Рома и др. Непроторенные пути в сценическом искусстве начал прокладывать театр «Современник» под руководством О. Ефремова.

Новые веяния повлияли на всех носителей духовной жизни. Честно поступили те, кто без оглядки служили сталинскому режиму и имели мужество признать свои ошибки. Самоубийством покончил жизнь А. Фадеев, автор знаменитого в те годы романа «Молодая гвардия», генеральный секретарь Союза писателей СССР, в предсмертной записке написав: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии…». Другие литераторы спешно «перестраивались» на новую жизненную волну, стараясь угодить новому руководству страны. Как на лакмусовой бумажке проявилась двуликость ряда писателей и поэтов в отношении Б. Пастернака: в частных беседах они высказывали восхищение его романом «Доктор Живаго», публично же подвергали уничтожающей критике. А когда появилась повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой тема репрессий зазвучала гулким набатом, началась травля автора, и это несмотря на поддержку повести Н.С. Хрущевым.