КалейдоскопЪ

Наука и образование

Об уровне развития отечественной науки можно судить по нескольким факторам, в первую очередь ее финансовому обеспечению, открытиям и достижениям. Рост расходов в этой сфере с 1950 по 1960 г. увеличился в 2 раза, а с 1960 г. по 1965 г. – в 4 раза. Такое финансирование позволило создать с 1951 по 1957 г. свыше 30 новых научно-исследовательских институтов, несколько десятков наукоградов, ставших центрами конкретных исследовательских направлений. Здесь особо выделялся научный городок близ Новосибирска, ставший фактически городом.

В 1950–1960-е годы Советский Союз вышел в мировые лидеры в области научных открытий и по числу научных работников. Если взять 50 послевоенных лет, то 80% всех научных открытий приходится на данное 20-летие. В эти же годы каждое четвертое национальное открытие мирового значения сделали советские ученые. Их заслуги были отмечены Нобелевскими премиями, лауреатами которых стали: физики П.А. Черенков, И.М. Франк, И.Е. Тамм (1958 г., за теорию излучения Черенкова-Вавилова), Л.Д. Ландау (1962 г., за создание теории сверхтекучести), Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964 г., за разработку молекулярных квантовых генераторов), химик Н.Н. Семенов (1966 г., за изучение теорий цепных химических реакций).

Производство, имея такой мощный научный потенциал, объективно требовало переориентации оценочных показателей труда с критерия «копай глубже» на «думай больше». Но далеко не всегда и не столь активно научные открытия доходили до производства. Бюрократическая закостенелость, отсутствие внутренней конкуренции, неповоротливость управленческой системы не позволяли многим открытиям стать полезными народу. Единственная область, где для внедрения новшеств постоянно горел зеленый свет, это военно-промышленный комплекс. Здесь достижения были поистине феноменальными. Так, в 1956 г. впервые в мире взлетела ракета, способная нести ядерный заряд на борту. В результате ядерным щитом Родины становятся Ракетные войска стратегического назначения (с 1959 г.).

В годы правления Н.С. Хрущева произошли значительные изменения в системе общеобразовательной школы. Семи летнее образование уже не отвечало потребностям государства. Преобразования начали с отмены оплаты учебы во всех звеньях образования – в школах, техникумах и вузах. Из года в год увеличивался бюджет на образование: с 1950 до 1960 г. он вырос в 1,6 раза, а в последующие 5 лет увеличивался на 10% ежегодно, составив 7% национального дохода.

Но проводимые меры не давали ожидаемого результата, поскольку в образовании были нужны новые подходы, и в 1958 г. в стране принимается Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР. Теперь каждый гражданин имел право на 11-летнее образование. Оно состояло из двух этапов: 1-й этап – 8-летнее образование – обязательное; 2-й этап – 11-летнее образование – полное среднее. Школа приобретала политехнический профиль. Однако материальная база оказалась неподготовленной для реализации задач производственного обучения.

Очередной ступенью в образовании являлись вузы. За 10 лет (1950–1960) число студентов выросло с 1,25 млн человек до 2,4 млн человек, а за 5-летие (1960–1965) в вузы поступило еще 1,46 млн человек. Цифры впечатляющи, но они составляли лишь менее одной трети всех желающих учиться в вузе (конкурс в вузы составлял около 3 человек на место).

После освобождения Н.С. Хрущева от руководства правительством и партией (1964) реформа образования была свернута как «не давшая ожидаемых результатов», хотя трудно предположить, чтобы какая-то ни была бы реформа могла быть успешно осуществлена за 4–5 лет. Общее среднее образование вновь стало 10-летним.