КалейдоскопЪ

СССР и мир

Колебания в выборе направлений внутренней политики, которые имели место в правление Хрущева и Брежнева, неизбежно вели к смене приоритетов во внешнеполитической деятельности. И без того противоречивое внешнеполитическое наследие, доставшееся Брежневу, усугубилось открытой агрессией США во Вьетнаме, на которую СССР не мог не реагировать.

Задача внешней политики с середины 1960-х до начала 1980-х годов базировалась на «трех китах»:

• укрепление мировой социалистической системы;

• налаживание отношений со странами Запада;

• поддержка просоциалистических режимов и движений в освободившихся от колониализма и развивающихся странах.

Усилия по укреплению социалистического лагеря и нормализация отношений с Западом тесно переплетались. Советско-германские переговоры привели к признанию сложившихся границ в Европе и отказу от применения силы. Аналогичные договоры были заключены ФРГ с Польшей и Чехословакией. ФРГ и ГДР взаимно признали друг друга как самостоятельные государства.

В 1972 г. советский и американский народы с надеждой следили за первым в истории их отношений визитом президента Р. Никсона в Москву. В этом и в следующем году подписанные договоры и соглашения явились заметным рубежом, обозначившем поворот от конфронтации (противоборства) к взаимопониманию между СССР и США, от которых в значительной мере зависело будущее не только советского и американского народов, но и всей Земли. Это: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); Соглашение о предотвращении ядерной войны и др.

По существу это означало, что США, наконец, признали Советский Союз в качестве равноправной сверхдержавы.

Затем последовали новые ограничительные документы по ядерному, бактериологическому и другим видам оружия массового поражения.

Отдельные руководители, в частности министр обороны А.А. Гречко, были недовольны таким решением, считая, что сокращение стратегических и других вооружений снижает уровень безопасности страны. Брежнев сумел поставить их «на место», заявив, что за безопасность страны отвечает все руководство, и в первую очередь, он, Брежнев.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА-ДИПЛОМАТА

«Брежнев является дипломатом. Он очаровательный человек, который лично мне очень нравится, и я думаю, что он также человек сильной воли».

У Тан, Генеральный секретарь ООН

Ослабление военной конфронтации между СССР и США повлекло за собой улучшение отношений и в других областях. Мир восхитил первый совместный космический полет американского «Апполона» и советского «Союза». Ничтожный до этого товарооборот между США и СССР за 5 лет (1971–1976) вырос в 8 раз. И что очень важно, интенсивность переговорного процесса достигла самого высокого уровня за всю более чем 40-летнюю историю дипломатических отношений между США и СССР (с 1933 г.): из 100 договоров и соглашений, заключенных за четыре десятилетия, свыше 40 пришлось на 1972–1975 гг.

Взаимопонимание между странами в обеспечении разрядки привело к подписанию Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки). Все европейские страны, в том числе СССР, обязались не применять силу, не делать попыток перекраивать установленные границы, возникающие споры разрешать только мирными средствами, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека и т.д.

Казалось, что теперь процесс разрядки получит дальнейшее развитие, но возникли вопросы, связанные с неадекватным толкованием некоторых понятий Акта, а также его использованием для усиления своих позиций. Так, в 1976 г. Советский Союз начал размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Запад возмутился, хотя подобные американские ракеты имелись в ряде европейских стран, входящих в блок НАТО, еще с 1953 г. Напряжение между блоками возросло.

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

Сокращая стратегические и другие ядерные вооружения, СССР (как и США) в договорных рамках проводили испытания и вводили в строй новые ракеты. На их запуски часто приглашались иностранные представители. Однажды после удачного пуска советской межконтинентальной баллистической ракеты, произведшей своими параметрами потрясающее впечатление на гостей, Л.И. Брежнев, обладавший чувством юмора, оглядел их и сказал: «Не волнуйтесь, это пока не к вам…»

Оно еще больше обострилось, когда стало очевидным противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др.). Крахом разрядки стал ввод советских войск в Афганистан (1979).

Не все благополучно складывалось и в социалистическом лагере. Ситуация руководящей роли Советского Союза стала давать трещины. Это показали: народные выступления в Чехословакии («Пражская весна», 1968 г.); массовые выступления рабочих в Польше (1970), приведшие к созданию профсоюза «Солидарность», который в конечном итоге, 10 лет спустя (1981), привел к падению коммунистического режима; еще более обострились отношения с Китаем (дело дошло до вооруженных столкновений на дальневосточной границе), Албанией, Румынией, Югославией, КНДР (Северная Корея). Таким образом, к концу правления Брежнева социалистические страны мало напоминали единый лагерь, ряд стран, часто с помощью Запада, искали свои пути дальнейшего развития.

Большой внешнеполитический резонанс вызвал ввод СССР своих войск в Афганистан (Решение было принято узким кругом лиц во главе с Брежневым). В ООН советские действия осудили 104 государства. С первых месяцев стало очевидно, что СССР увяз в Афганистане, как когда-то США во Вьетнаме. К тому же 9 лет пребывания советских войск в этой стране усилили и без того разорительные затраты на вооружение. Афганская война унесла более 11 тыс. жизней советских граждан.

Внешняя политика советского руководства в 1964 – начале 1982 г. прошла своеобразный цикл: жесткая конфронтация с Западом – разрядка международной напряженности – новое обострение международных отношений. Взаимное недоверие между Востоком и Западом не спадало.