КалейдоскопЪ

Образование

Интеллект и духовность человека накапливались и развивались в первую очередь через образование, всеобщую и индивидуальную грамотность. Помещики противились всенародному образованию, считая его основой общегосударственной анархии. Столыпин убеждал: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии».

Несмотря на низкое финансирование образования в России (43 коп. на душу в год, в то время как 7 руб. в США), в стране функционировала еще в XIX в. сложившаяся система, которая включала три основных уровня образования: начальный, средний и высший.

Первооснову обучения составляла начальная школа. С 1908 г. оно было бесплатным. За первые 12 лет XX в. число учащихся в начальных школах выросло вдвое, что составило 42% всех детей школьного возраста. Школы делились на светские (60%) и церковно-приходские (40%). Правительство достаточно глубоко осознавало необходимость введения в стране всеобщего начального образования. П.А. Столыпин, начиная аграрную реформу, предполагал ввести обязательное 4-летнее обучение для всех крестьянских детей. Этот вопрос даже был внесен на рассмотрение в Государственную думу, но начавшаяся Первая мировая война автоматически сняла его с повестки дня.

Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах за соответствующую плату, так что учиться в них могли немногие. Получали распространение коммерческие училища, дававшие за 7–8 лет среднее образование. В 1913 г. в них обучалось 55 тыс. учащихся, в том числе 10 тыс. девушек.

Росла система высшего образования. К 1915 г. около 150 тыс. студентов обучалось более чем в 100 вузах (во Франции – 40 тыс., в Германии – 80 тыс.). Прогрессировало высшее женское образование. В городах страны функционировали 30 женских курсов, в большинстве которых занятия проводились по университетским программам. По количеству женщин, получивших высшее образование, Россия занимала первое место в Европе.

Ежегодный суммарный бюджет Министерства народного просвещения составлял 5% от общего государственного бюджета.

Несмотря на предпринимаемые правительством меры, грамотность населения России оставалась все еще оскорбительно низкой для великой державы.

Количество грамотных на 100 человек

Англия – 99

Франция – 94

США – 93

Австрия – 78

Россия – 40

Низкий уровень образования удерживал значительную массу населения, особенно крестьян в дремучей темноте и невежестве. Так, одним из народных бедствий было суеверие, например, «опахивание деревень от холеры плугом, везомым девушками, одетыми в одни белые рубашки». И это в 1910 году! Подобных примеров было предостаточно.

Большой вред сознанию народа наносили распространявшиеся нелепые слухи. За их распространение и арестовывали (до 3-х месяцев), и штрафовали (до 3 тыс. руб.), и отправляли в тюрьмы (от 2 до 8 месяцев) – ничего не помогало. Да и не могли никакие кары искоренить суеверие и невежество. От этого векового недуга есть только одно средство – образование и культура.