КалейдоскопЪ

Литература

Русская литература развивалась бурно, противоречиво. В литературе продолжала развиваться реалистическая традиция. Ее представляли М. Горький и И. Бунин, А.И. Куприн и Л.Н. Толстой. Появились новые имена: А. Блок и В. Маяковский, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Белый и М. Цветаева, А. Бальмонт, В. Брюсов и З. Гиппиус, Д. Мережковский и А. Ахматова.

Большинство служителей художественного слова стремились показать богатый духовный мир и особенности национального характера русского человека. Д. Мережковский, «беседуя» с Европой, писал: «Ваш гений – мера, наш – чрезмерность. Вы умеете останавливаться вовремя; доходя до стены, обходите или возвращаетесь; мы разбиваем себе голову о стену…» и т.д.

Литературные поиски часто вели не только к обличению существующего строя, но и к неоправданному очернительству образа жизни россиян. Публицист и философ В.В. Розанов, обобщая книги, изданные в первом десятилетии XX в., сделал вывод, что писатели усердно подготавливают конец России. Бунин в романе «Деревня» каждой строкой твердит: «Крестьянство – это ужас, позор и страдание». То же говорит Горький о мещанах, то же гр. Ал. Н. Толстой – о дворянах. Ив. Рукавишников начал роман из купеческой жизни, о характере содержания которого уже можно составить себе представление по заглавию: «Проклятый род». «Лютая ненависть к этой проклятой стране!», – звучит у Бунина в «Деревне». «Выродки-дикари» – так характеризуются там крестьяне».

ПЕРВОИСТОЧНИК

«Наши грабители, наши мужики, поджигающие усадьбы, бессмысленно убивающие скот, разрушающие машины или драгоценные произведения искусства, являются нелюдьми, превратившимися в животных, но животными в момент восхождения к человечеству… Они не падают, они поднимаются. Они не могли пасть, да и как и откуда могли они пасть? Они стояли слишком низко, чтобы пасть. Это рождение, а не смерть, но во внешних проявлениях рождение и смерть одинаково мучительны и ужасны».

З. Гиппиус

Величайшим из плеяды русских литераторов оставался Л.Н. Толстой. В XX в. он вошел уже в 72-летнем возрасте. Однако это не помешало ему создавать новые произведения, захватывающие умы и сердца людей: «Живой труп», «Хаджи-Мурат», «После бала» и др. Писатель выступил против христианских канонов, символов православной веры и порвал с церковью. Вместо нательного креста стал носить медальон с портретом французского философа Ж.-Ж. Руссо. Синод отлучил Толстого от Церкви.

Великий писатель оценивался современниками противоречиво. «Толстой смешон как пророк», – скажет о нем В.И. Ленин. И добавит: «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства». Н. Бердяев считал, что принятие толстовского морального сознания влечет за собой «смерть личности и смерть Бога». М. Горький утверждал, что «Толстой – это целый мир». Умер великий писатель в 1910 г.

А.П. Чехов прожил в XX в. лишь четыре года (умер от чахотки в 1904 г.). Но и в этот короткий срок на свет появились произведения, которые и по сегодняшний день не сходят с театральных подмостков: «Три сестры», «Вишневый сад» и др. А.П. Чехов и в этот период своего творчества проявил себя как знаток русского быта, мастер описания русской природы, тонкий психолог и блестящий юморист.

М. Горький (Алексей Максимович Пешков) и в личной жизни, и в писательской деятельности был полон противоречий. В начале XX в. он явно симпатизировал социал-демократам, поддерживал их материально и морально, за что даже попадал в Петропавловскую крепость. Конфликтовал с Лениным и Плехановым. Из-под его пера выходят «Песня о буревестнике», которая была воспринята как зов «буреглашатая» революции, «Мещане», «На дне» (отмечена Грибоедовской премией), «Дачники», «Варвары» и др. Пьеса «Враги» и роман «Мать» были впоследствии оценены как первые произведения социалистического реализма. За плодотворную литературную деятельность Горький был избран почетным академиком, но, по распоряжению Николая II, выборы объявили не действительными. В знак протеста против такого произвола Чехов и Короленко вышли из состава Академии. Дальнейшее творчество Горького, не менее противоречивое, чем в начале века, проходило уже при советской власти.

Продолжала развиваться научная историческая литература. В эти годы из патриархов отечественной истории творил В.О. Ключевский (умер в 1911 г.). Современники неоднозначно оценивали Ключевского. М. Горький, например, писал: «Вы не очень доверяйте Василию Осиповичу (Ключевскому). Человек он, разумеется, весьма талантливый и знающий, но в угоду худосочному либерализму… слишком увлекается остроумием». А.Л. Толстой в оценках был более тонок: «Хитрый, читаешь – будто хвалит, а вникнешь – отругает».

Жили известные писатели и поэты в основном безбедно. Самый высокооплачиваемый писатель начала XX в. М. Горький за 3 опубликованных печатных листа (примерно 72 страницы машинописного текста) получал сумму, равную годовому профессорскому окладу. И. Бунин такую же сумму получал за 7 печатных листов. (Ординарный, т.е. штатный профессор получал в качестве основного жалованья 3600 руб. в год.)

Нередко писатели ссорились – все как у простых смертных людей как по идейным разногласиям, так и прочим другим.

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

Однажды Н. Гумилев посчитал себя обиженным М. Волошиным. Прозвучало: «К барьеру!» Волошин стрелял в воздух, а Гумилев в Волошина, но промахнулся.

Главным и общедоступным проводником культуры и образования стала периодическая печать. Количество тиражных изданий в стране резко возросло: со 105 газет в начале века до 1131 в 1912 г. Кроме изданий на русском языке граждане России могли читать газеты и журналы на 25 других языках и наречиях. Большинство из них носило либерально-буржуазный характер, часть – революционно-демократический.