КалейдоскопЪ

Кинематограф

Начало столетия совпало с началом внедрения кинематографа в культурную жизнь России. Как это часто бывает с новым, появление кино в первую очередь выявило его дельцов. На экраны хлынул поток низкопробных поделок, мистико-эротического, бульварного характера, о чем можно судить по названиям фильмов: «Скальпированный труп», «На что способен мужчина», «Наказанный любовник» и др. Актеры театров охотно снимались и в таких фильмах – творческая новизна привлекала. Императорские же театры запретили своим актерам сниматься в кино вообще.

Л. Толстой не воспринял новый вид искусства в предложенном виде, заявив, что «кинематограф гадость, фальшь». Несмотря на это, режиссеры В. Гардин и Я. Протазанов предприняли попытку вывести на экран его «Войну и мир» в 1915 г., но экранизировали лишь отдельные отрывки романа (40 лет спустя роман был экранизирован в США. Премьера версии С. Бондарчука была показана в 1966 г.).

Однако, наряду с «гадостью и фальшью» русское киноискусство стало наполняться подлинными шедеврами: «Оборона Севастополя», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Понизовая вольница» и др. Приобретали известность кинорежиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, А. Ханжонков, первые кинозвезды: В. Пашенная, А. Коонен, М. Андреева, М. Чехов. Кинематограф привлек к себе такие таланты, как Ф. Шаляпин, А. Вертинский, В. Холодная.

В 1913 г. фильмы в России создавались 18 фирмами, за следующий год их число почти удвоилось. В 1914 г. в Москве Ханжонков открыл первый российский кинотеатр, названный «Электротеатр» (ныне «Дом Ханжонкова», неподалеку от памятника В. Маяковскому и станцией метро с именем поэта). В год начала Первой мировой войны на экраны было выпущено 232 отечественных фильма.

В кругах деятелей культуры заговорили о том, вытеснит ли кино театр? К. Станиславский был убежден, что кинематограф не может заменить театр, но способен приобщить народные массы к общей культурной жизни.