КалейдоскопЪ

Становление культуры советского общества

С развитием нового общественно-политического строя неизбежными стали слом старой культуры и формирование культуры социалистической. На указания В.И. Ленина взять и использовать из буржуазной культуры все ценное и полезное, большевики ответили фактическим отказом от дореволюционной культуры и созданием новой, идеологизированной цивилизации в области образования, литературы, искусства.

Развитие образования

В период экономического и политического переустройства страны ощущалась острая нехватка образованных, грамотных людей. Правительству в кратчайшие сроки удалось создать единую общеобразовательную школу нового типа. В 1920 г. была создана комиссия по ликвидации неграмотности, 1923 г. – Всероссийское общество «Долой неграмотность». К концу 1920-х годов все дети в возрасте от 7 до 11 лет сели за парты. Половина из них продолжала образование после 4-х классов, один из 10 продолжал учиться после 7-летки. Бесспорным достижением было то, что к концу 1927 г. грамотных стало на 10 млн человек больше: 79% горожан и 43% селян умели читать и писать. Но не умевших читать и писать в возрасте 12 лет и старше оставалось еще свыше 50 млн человек. Напористая кампания по ликвидации неграмотности дала свои плоды: к концу 1930-х годов таковыми оставались считанные проценты населения.

Происходили изменения и в высшем образовании. В 1927 г. в вузах обучалось 169 тыс. человек. При этом, если в империи все вузы располагались на территории собственно России и Украины, и лишь один был в Грузии, то теперь вузов не было, да и то временно, только в Туркмении, Киргизии и Таджикистане.

Одной из главных проблем в организации советского высшего образования стал набор студентов. Здесь сложился «порочный круг»: с одной стороны, в вузы по решению ЦК надо было набирать выходцев из рабочих и крестьян, но они были малограмотны и с вузовскими программами не справлялись; с другой стороны, грамотных из числа интеллигенции, бывшей буржуазии и мелкой буржуазии набирать в вузы было запрещено (за некоторым исключением), поскольку их социальное положение противоречило духу пролетарского государства.

Была сделана ставка на рабочих, коммунистов и комсомольцев. К началу 1924 г. в вузах обучалось 14% коммунистов и комсомольцев, 43% рабочих и крестьян. Но такое соотношение не соответствовало идеологии и запросам социалистического государства. «Высшая школа нами мало завоевана!», – заявил Н. Бухарин. В результате дополнительных мер в годы 1-й пятилетки в вузы пришло свыше 100 тыс. коммунистов и 40 тыс. беспартийных рабочих. Стало практикой направление на учебу демобилизованных красноармейцев и командиров, активно участвовавших в Гражданской войне.

Учиться по программам высшей школы малограмотным студентам было весьма сложно. Но снисхождений и скидок на рабоче-крестьянское положение в ходе учебы они, как правило, уже не получали. В технических вузах, например, в 1927/1928 учебном году 55% студентов были второгодниками. К лодырям применялись самые строгие меры. Только за непосещение занятий студент лишался права продолжать обучение. Высшие учебные заведения за 1918–1928 гг. подготовили 340 тыс. специалистов.