КалейдоскопЪ

Баба Яга

Баба Яга — владычица леса, зверей и птиц.

Живет она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах петли — ноги, запоры — руки, замок — челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, обычно она стоит передом (дверью) к лесу. Чтобы попасть в избушку, герой произносит заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».

Сама хозяйка избы Баба Яга — безобразная сгорбленная старуха с длинными нечесаными волосами, длинным носом крючком, у нее одна нога костяная или золотая. Иногда упоминается, что у нее огромные железные груди, которые болтаются до пояса. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Одета она в рубаху без пояса.

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Когда она так передвигается, воют ветры, стонет земля, скот ревет, а вековые деревья трещат и гнутся. Она похищает детей, потом на лопате сажает в печь, зажаривает и съедает.

Большую часть времени она проводит сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты.

Она чует присутствие человека и всегда недовольна этим. Однако она любит отгадывать загадки и от этого становится приветливее.

Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Иногда Баба Яга бывает в достаточно добром расположении духа, она добра молодца кормит и поит, а потом задает задание или службу. Часто ему надо охранять кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду она одаривает волшебными вещами: огнедышащим быстроногим конем, мечом-самосеком, гуслями-самогудами, сапогами-скороходами, ковром-самолетом или клубком, указывающим дорогу.

Образ Бабы-Яги гораздо глубже, чем просто детские сказки про злую старуху. Она связана с потусторонним миром, миром мертвых. Древние славяне хоронили умерших в лесу, причем не в земле, а в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Когда герою нужно попасть в неведомое Тридесятое царство, он должен встретиться с его хранительницей и спросить у нее разрешение на дорогу. Все действия, которые происходят в ее избушке, имеют определенное объяснение. Баба Яга обязательно в сказках топит баню и парит в ней героя, совершая таким образом ритуальное омовение.

Об этом писал еще В.Я. Пропп, исследовавший образ Бабы Яги на основе этнографического и мифологического материала. Потом хозяйка кормит молодца своей едой — едой из мира мертвых, что позволит ему стать частью этого мира и попасть в то место, куда он хочет.

Когда же к Бабе Яге попадают дети, то она встречает их совершенно по-другому. Либо они становятся ее слугами, либо она их на лопате сует в печь, зажаривает и съедает. Следует сказать, что такое отрицательное поведение является позднейшим переосмыслением древних лечебных обрядов, проводившихся с детьми. Если младенец рождался недоношенным, то проводили ритуал «перепекания» ребенка. Его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно.

Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным же образом лечили детей постарше: заболевшего ребенка сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Еще существовал обряд лечения от рахита: маленького ребенка с уже начинающими искривляться костями обмазывали тестом и на лопате засовывали в протопленную печь, оставляя там на некоторое время, пока тесто не затвердеет. Поскольку в русских печах и мылись, то опасности принести вред ребенку не было, зато он хорошо прогревался, а корсет из теста выпрямлял кости (насколько возможно). Конечно, если питание было скудным, то такое лечение помогало не очень сильно. В России обряд был известен в Поволжье, центрально- и южнорусских губерниях, в Сибири; на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях; известен онив Белоруссии.