КалейдоскопЪ

АППАССИОНАТА

«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди» – так передает М. Горький слова Ленина об одной из сонат Л. Бетховена.

Фортепианная соната № 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее – записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась незаписанной, Название «Аппассионата» – страстная – было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите „Бурю" Шекспира».

Действительно, в «Аппассионате» бушуют страсти шекспировского масштаба, однако облик их иной – современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки Великой французской революции: и напев «Марсельезы» в конце первой части, и стихийная героическая пляска финала.

Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare – возбуждать страсть, – применяется для обозначения характера исполнения музыкального произведения.