КалейдоскопЪ

ПАРТИТУРА

Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние – для рояля.

Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя.

Страницы партитуры Седьмой симфонии С.С. Прокофьева

Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например скрипок или виолончелей, а в хоре – одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки.

Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре – тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов.

В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу – строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше – медные духовые, еще выше - деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов.

И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки – для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота – у деревянных, тубы – у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.