КалейдоскопЪ

ПЕСНЯ

«Песня – душа народа», – слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей...

Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая. Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.

И песня,

И стих –

Это бомба и знамя...

..писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были для героев-подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много, вразных жизненных случаях, – рассказывал видный революционер Петр Анисимович Моисеенко, – и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды».

«Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали...», «Вперед, без страха и сомненья...» – эти и многие другие песни становились грозным оружием. Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета «Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя. Такое же значение, как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни – родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия... должна обучиться хоровому пению "Интернационала"».

В газете «Правда» регулярно печатались тексты песен, их сборники выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире, привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв – бороться с царизмом, бороться за лучшую долю и, если понадобится, с честью погибнуть.

Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из революционной Франции – «Марсельеза», возникшая во время Великой французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными революционером А.Я. Коцем), «Интернационал» (текст его родился в дни Парижской коммуны). Из Польши – «Варшавянка» и «Красное знамя». Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни – такие, как «Дубинушка». Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы.

Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утес...») на стихи А. Навроцкого была написана революционеркой А. Рашевской.

Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые – решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные – печальные, порою даже скорбные, как, например, «Замучен тяжелой неволей» или «Вы жертвою пали» – траурные марши русских революционеров. Есть среди них и широкораспевные, эпические, как «Утес Стеньки Разина», и веселые, жизнерадостные, как «Польская первомайская песенка», звучащая в прихотливом ритме мазурки.

Очень любил революционные песни Владимир Ильич Ленин. Он с удовольствием слушал их, а, часто, в свободные минуты, и сам пел в кругу друзей и единомышленников, соратников по борьбе. Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но еще далеко было до полной победы народа: со всех сторон на только что родившуюся Советскую республику наступали интервенты.

В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная Армия. В ответ на воззвание Ленина – «Социалистическое отечество в опасности!» – шли полки на фронт. И рождались песни. «Смело, мы в бой пойдем за власть Советов...» – пели солдаты революции.

Множество песен, новых, посвященных свершающимся событиям, возникало в разных краях страны. «От Урала к высоким Байкальским горам» звучала в Сибири, на. Дальнем Востоке. Говорят, песню эту сочинил герой гражданской войны Сергей Лазо. «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Буденного» Дм, Покрасса – с этими песнями шли в бой, преодолевали трудности походов.

Часто в песнях-маршах использовались старые мотивы. Так, походная «Взвейтесь, красные знамена» распевалась на мелодию солдатской песни «Взвейтесь, соколы, орлами».

Пелись песни-гимны, полные революционной героики, романтизма, такие, как «Красная армия всех сильней», «Марш коммунаров» («Мы за всемирное братство меч обнажили святой...»). А на отдыхе, в часы затишья, звучали и другие напевы. То задумчивые, то шуточные, сатирические, такие, как живущее до сих пор веселое и задорное «Яблочко».

В наше время в дни больших праздников – в годовщину Октябрьской революции, в День Победы, на Первомай – на улицах звенят песни. Они несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Всем известны такие, созданные еще в 50-е годы, массовые песни, как «Комсомольцы – беспокойные сердца», «Марш демократической молодежи», «Если бы парни всей земли». Еще с 30-х годов живут и поются нами такие поистине неумирающие песни, как «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Катюша», «Москва майская». Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним чувством, в одном порыве.

Такие песни, созданные для пения на празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту, называются массовыми. Эти массовые песни близки народным, о которых И.Г. Чернышевский писал, что их поют «не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство». Не случайно многие из них стали народными: их поют часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора.

Быть может, самые распространенные среди массовых песен – лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их раздумья, их мечты.

В последние годы большое распространение получили эстрадные песни – те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство шансонье – поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко.

Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за мир, восстает против насилия. Один из главных секретов могущества пески – ее простота. Даже о самых серьезных вещах – о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах – песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.