КалейдоскопЪ

СЮИТА

Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие – не меньшее, чем танцы.

Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами – от французского слова suite – последовательность.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Танцы – эти соединялись по принципу контраста между плавными и живыми, прыжковыми. Со временем они стали дополняться другими – изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом, шутливым бурре или живым, веселым провансальским ригодоном.

Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части – прелюдии, ария, каприччио, рондо.

Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою – и для маленького оркестра.

В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа – такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана – цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского – собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В.А. Гартмана. А оркестровые сюиты П.И. Чайковского не связаны с конкретней программой, но и не танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.

Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д.Д. Шостаковича, «Золушка» С.С. Прокофьева. Наверное вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.