КалейдоскопЪ

ТАКТ

Если вы посмотрите в ноты – любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. Эти линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от другого. А тактом (от латинского tactus – прикосновение, воздействие) поэтому называется тот отрезок музыки, который заключен между двумя тактовыми чертами.

Ставятся эти черты не как попало, а в совершенно определенном порядке: перед сильной, ударной долей мелодии. Таким образом, число долей в такте бывает различным в зависимости от его размера. Так, размер вальса – три четверти. Это значит, что ударной в нем является каждая первая из трех четвертных долей. И в каждом такте вальса будет ровно по три четверти. А полька, например – двудольный танец. И в каждом такте польки содержится по две четверти.

Размер такта изображается числом, в котором верхняя цифра указывает количество, а нижняя – длительность долей, составляющих такт. Например, 2/4, 3/8 и т. д. Размер такта выставляется в начале произведения.

Такты могут быть не только простыми, с одним ударением, но и сложными. Сложные такты, с размером 6/8, 9/8, 4/4, и другими подобными имеют несколько ударений – одно главное, самое сильное, на первой доле такта; другое или другие, если их больше, на относительно сильных долях внутри такта.

Такты бывают симметричные (на 2/4, 6/8 и т. п.) и нессимметричные, причем не только на 3/4, или 3/8, но и такие, как 5/4, 5/8 и другие. Бывают совсем редкостные, уникальные размеры такта. Так, в финале оперы «Снегурочка» Римский-Корсаков написал хор славления бога Ярилы-Солнца с размером такта в 11/4.