КалейдоскопЪ

БАЛЛАДА

Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:

По синим волнам океана.

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах. 


Не гнутся высокие мачты, 

На них флюгера не шумят,

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят,


Не слышно на нем капитана,

Не видно матросов на нем;

Но скалы и тайные мели,

И бури ему нипочем.

Дальше идет рассказ о том, как корабль пристает к пустынному острову. Император является из гроба и держит путь во Францию.

Называется это стихотворение «Воздушной корабль». Это баллада.

Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare – плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни.

В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах…

А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты-романтики разных стран – И.В. Гете и В. Гюго,    Г. Гейне и А. Мицкевич, а также такие великие русские поэты, как В. Жуковский, А. Пушкин, М Лермонтов.

Баллада – это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль», и вы почувствуете это.

А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского – большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности.

Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности, Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки.

А далее появились и инструментальные, не связанные со словом баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича – «Конрадом Валленродом» – повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну и «Свитезянкой» – преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи. "

Замечательную; балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада – рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Современные зарубежные и советские композиторы также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов. Многие из вас, наверное, слышали «Балладу Витязя» из симфонической кантаты Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом», «Балладу о солдате» В.П. Соловьева-Седого, а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н.П. Ракова для фортепиано.