КалейдоскопЪ

ИНТЕРМЕДИЯ

Случалось вам в театре или по телевизору познакомиться с оперой Чайковского «Пиковая дама»? Если да, то вы, верно, помните третью картину оперы. Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых высоких гостей. Среди приглашенных – и главные герои оперы: графиня с внучкой Лизой, жених Лизы Елецкий, Герман. Развивается действие оперы, происходят какие-то события, непосредственно с ним связанные, и вдруг... «Хозяин просит дорогих гостей» прослушать пастораль под титлом „Искренность пастушки"», – слышите вы. И начинается прелестная пастораль, своего рода спектакль в спектакле: очаровательная пастушка отвергает богача Златогора ради своего милого дружка, пастушка Миловзора. Пастораль, изящная сценка в стиле XVIII века, персонажи которой воспринимаются как ожившие фарфоровые фигурки, останавливает основное действие оперы, на время отвлекает от него. Тем напряженнее оно развернется в следующих картинах.

Это и есть интермедия (латинское слово «intermedia» означает находящаяся посередине), то есть вставная пьеса, исполняемая во время перерыва в основном театральном представлении, Когда-то такие интермедии были широко распространены и в драматическом, и в оперном театре.

Из интермедий возник целый жанр – комическая опора, которая первоначально не ставилась самостоятельно, а звучала в антрактах между действиями серьезного спектакля, так называемой оперы-сериа.

Есть у слова интермедия еще одно значение. Так называется часть полифонической пьесы – фуги – между двумя соседними проведениями темы. Этому значению близок по смыслу другой термин: интерлюдия (по-латыни inter – между, ludus – игра), которым называют также музыкальный отрывок или небольшую пьесу, являющуюся своего рода связкой между двумя частями более крупного произведения.

Еще один родственный термин – интермеццо, происходящий от итальянского intermezzo – пауза, антракт. Так называется пьеса промежуточного значения, находящаяся в циклических – многочастных – произведениях между другими, более значительными. Ее роль – оттенять их по характеру и настроению. Иногда композиторы дают название интермеццо и самостоятельным пьесам, не очень значительным по содержанию.