КалейдоскопЪ

Александр Львович Гурилев

Александр Гурилев родился в 1803 году в Москве, в семье крепостного музыканта. Отец его, Лев Степанович Гурилев, композитор и дирижер, руководил крепостным оркестром при театре графа Орлова в имении «Отрада» под Москвой. В этом оркестре играл на скрипке с юных лет и Александр Гурилев.

В 1831 году, после смерти графа, отец и сын Гурилевы были отпущены на волю и приписаны к мещанскому сословию. С тех пор имя Александра Гурилева, начавшего издавать свои сочинения, постепенно стало очень известным. Огромную роль на развитие творчества Гурилева оказало его знакомство и дружба с Варламовым, романсовая лирика которого была принята молодым композитором в качестве образца. Гурилева знали и как превосходного пианиста, исполнителя и педагога, оставившего ряд фортепианных сочинений.

Всю жизнь Гурилев испытывал острую нехватку денег. Скорее всего, именно это обстоятельство послужило одной из причин его душевного расстройства. Умер он душевнобольным в 1858 году в Москве.

Самая ценная часть наследия композитора – русские песни и обработки подлинных народных песен. Сборник «47 избранных народных песен» вошел в историю русской музыки как прекрасный памятник народно-бытовой песенной культуры 1830 – 1840-х годов. При его составлении композитор отобрал наиболее популярные песни городского быта и передал их так, как они звучали в исполнении любителей и цыган.

Александр Львович Гурилев

Одним из самых известных подобных произведений Гурилева является песня «Не одна во поле дороженька», разработанная в свободной импровизационной манере. Она содержит два куплета, причем во втором композитор, сохраняя гармоническую основу, допускает произвольное мелодическое варьирование. Вокальная мелодия, широкая и распевная, свободно льется от верхнего звука, взятого мягким скачком голоса. Между тем выразительные акценты на кульминациях, широкие взлеты голоса придают ей скорбно-патетический оттенок.

Контрастом к лирическим песням Гурилева служат светлые, радостные хороводные песни и бойкие плясовые, обработанные, как правило, в манере цыганского пения: ритм резко акцентирован, мелодия сопровождается отрывистыми «гитарными» аккордами.

С обработками народных песен сочетаются и собственные сочинения Гурилева, в которых обычно отражаются настроения мечтательной грусти и скорбного сожаления. Среди таких произведений в первую очередь нужно назвать «Матушку-голубушку», «Колокольчик».

Следует заметить, что творчество Варламова и Гурилева может рассматриваться в качестве наиболее характерного образца русской демократической культуры второй четверти XIX столетия. Талантливые современники Глинки, они во многом предугадали, подготовили будущий путь развития русского романса. Их песни, тесно переплетенные с народной традицией, послужили крепкой основой, на которой развилось искусство Даргомыжского и Чайковского.