КалейдоскопЪ

Альтернативный рок

С середины 1980-х годов развитие направлений, родившихся в русле панка и пост-панка, вступило в фазу альтернативы. Сам термин «альтернатива» имеет значение не столько стилевое, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы. Очень важным пунктом в идеологической программе альтернативы является протест, направленный на весь мир вообще.

Одним из явлений, порожденных альтернативой, явился лоу-фай (lo-fi) – особая саунд-эстетика. Приверженцы лоу-фай выступали против длительного и дорогостоящего процесса звукозаписи, который стал обычным делом в 1980-е и, особенно, 1990-е годы. Они избрали в качестве своего идеала творчество рок-н-ролльщиков и «гаражников» 1960-х годов, которые, бывало, делали свои альбомы за 8 часов.

Лоу-фай-музыканты 1980-х годов предпочитали все дорожки и все инструменты записывать сразу, а последующую обработку звука сводить к минимуму. Они работали в домашних условиях, используя полупрофессиональные четырехдорожечные магнитофоны, не стремясь к красоте звучания, но зато не отказывая себе в возможности импровизировать. В начале 1990-х годов эстетика лоу-фай вновь стала популярной и даже начала воссоздаваться цифровыми способами на лазерных носителях.

Альтернатива объединяет очень много направлений, центральное место среди которых занимают явления, отталкивающиеся от панка – хардкор, индастриал, грандж, различные виды альтернативного металла и др.

Хардкор

Хардкор – одно из альтернативных направлений, возникшее в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе как национальный ответ на вторжение британского панка и творчество «Sex Pistols», в частности. Хардкор быстро стал очень мощным некоммерческим движением.

Хардкорные композиции отличались резким ускорением темпа к концу. Вокал, скорее, напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии, но при этом содержала и некий конструктивный компонент.

Среди знаменитых хардкоровых групп 1980-х годов можно назвать «Agnostic Front», «Bad Brains», «Flipper», «Suicidal Tendencies». Хардкор остается одним из ведущих альтернативных направлений и по сей день.

Индастриал-рок

В начале 1980-х годов на стыке электронного пост-панка, хэви-металла и академического авангарда зародилось такое интереснейшее направление, как индастриал. Формировался данный стиль в процессе творческой деятельности германских групп «Krafrwerk», «Tangerine Dream» и «Can». Последний коллектив образовался в 1968 году в ФРГ и стал первым, кто занялся электронной обработкой композиций. Для их музыки характерны многочисленные электронные эффекты, сознательно искаженное звучание инструментов, сложные ритмы, но все это не идет вразрез с мелодичностью. Творчество «Can» оказало большое влияние на европейский авангард, психоделический арт-рок и в определенной степени стимулировало появление стиля техно-рок.

Einsturzende Neubauten

Вообще, следует отметить, что музыканты, играющие индастриал-рок, воссоздавали звуковые реалии современного города разными методами. Так, уникальная западногерманская группа «Einsturzende Neubauten» в качестве музыкальных инструментов использовала стальные листы, рессорные пружины, электродрели, циркулярные пилы, отбойные молотки, пластиковые контейнеры, насосы, сыплющийся песок, капающие в воду куски горящей пакли и др.

Ministry
KMDFM
Reutoff
Nine Inch Nails
Front 242

Другими путями двигались брюссельцы «Front 242» и «Ministry», канадцы «Skinny Puppy», немцы «KMFDM» и др. Они опирались на возможности синтезаторного моделирования музыкальных и немузыкальных звуков, пропускали гитарный сигнал и вокал через всевозможные устройства, искажающие его, применяли электронные ударные и драм-машины и т. д. Так, музыканты известной группы «King Crimson» первой половины 1980-х годов добивались индустриальных звучаний, не прибегая к синтезаторам, но применяя нетрадиционные струнные электроинструменты (например, стик), особые методы звукоизвлечения на гитаре. Среди русских представителей индастриала можно назвать «Cyclotymia», «Reutoff», «Solar Salt».

Индастриал стал одним из ведущих стилей «альтернативы» второй половины 1980 – 1990-х годов. В это время выделились некоторые его разновидности: тяготеющий к хэви-саунду и традиционным для рока структурам индастриал-металл (Marilyn Manson, группа «Godflesh»), более танцевальный, ритмичный индастриал-дэнс («Die Krupps»), а также индас-триал-готик («Das Ich»), прогрессив-индастриал («Nine Inch Nails») и др.

Die Krupps

В 1990-е годы появилась новая электронно-техногенная разновидность индастриала – electronic body music. Близким индастриалу (хронологически и идейно-стилистически) направлением является нойз.

Грандж

Грандж – одно из наиболее заметных явлений альтернативы рубежа 1980 – 1990-х годов, сосредоточившее в себе все деструктивное, что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле. Характерными чертами музыки грандж стали грязные аккорды гитар, резкий саунд, надрывный вокал. Вместе с тем грандж был лиричен и на удивление мелодичен.

В середине 1980-х годов грандж начинался как сугубо локальное течение (его родина – американский город Сиэттл), но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Настоящий же триумф этого направления начался с сиэттлской группы «Nirvana», которая стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории рока. Впрочем, лидер этой команды Курт Кобейн вряд ли предполагал, что его песни будут иметь столь оглушительную популярность, и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие внешнего статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин самоубийства этого талантливого музыканта.

Курт Кобейн (Nirvana)

Фактически «Nirvana», а с нею и классический грандж прекратили существование еще до этого события. Однако идеи гранджа не были забыты, развиваясь с середины 1990-х годов в русле пост-гранджа.