КалейдоскопЪ

Святки

Святки празднуются в течении двенадцати дней с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Весь этот цикл подразделяется на два периода: с Рождества до Старого Нового года – святые вечера, а после, до Крещения (19 января) – страшные вечера, обозначающие разгул нечистой силы, когда по легенде, черти и нечистая сила гуляют по белому свету, потому что Бог, празднуя рождение сына, отпирает ворота ада и позволяет «попраздновать бесям» на земле рождество Христово.

В сочельник Рождества (в ночь с 6-го на 7-е января) и на Святки стремились обильно поесть, варили кашу из нераздробленных зёрен пшеницы, или ржи, которую называли кутья, с которой потом хо­дили по домам колядовщики и угощали ею хозяев дома, пели поздравительные песни, смысл которых заключался в пожелании здоровья и удачи. На Юге России эти песни называются колядками, а обряд – колядованием.

Ой, калёда, как на улице шатёр,

Ой, калёда, решетом защитен.

Ой, калёда, во том шатре

Ой, калёда, там три девушки сидят.

Ой, калёда, манисты куют,

Ой, коалёда, на тарелочку кладут... и т.д.

(с. Подсереднее, Алексеевский р-н, Белгородской области).

Исполнялись колядки по окончании церковной службы, когда взрослые и дети отправлялись по домам. За поздравления колядовщики получали от хозяев угощение. К этому времени хозяева припасали деньги, варили пиво, пекли печенье, пироги, которыми и одаривали колядовщиков. Существовало пове­рье, что чем лучше хозяин их отблагодарит, тем удачнее для него сложится год, а если хозяин плохо ода­ривал гостей, они пели ему корильные песни, которыми могли накликать на человека всякого рода неприятности.

За время святочного периода величально-поздравительные песни поются два раза, на Рождество, и на Старый новый год, но на Рождество принято было колядовать, а на Старый Новый год – посеватъ, или щедроватъ. Во время посевания дети, приходя в дом, бросали хозяевам в хату зерно, приговаривая величально – поздравительные «стишки» со словами «сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!»

Щедровки – это песни, схожие по тематике с колядками, но с особым припевом «щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье», которые распространены в основном в западных районах Белгородской области, из-за общности географической границы с Украиной, где похожие песни представлены в традиции наиболее ярко.

За новыми воротами

Всходил месяц со звездами.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье.

Пустил росу золотую

На травушку шелковую.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье,

(с. Купино, Шебекинский р-н, Белгородская область).

На востоке Белгородской области чаще можно встретить обрядовые посевания, или же овсени (колядные песни с припевом «овсенъ, овсенъ»), характерные для в средней полосы России. Овсенья, овсенья, Ходили, блудили, Семьсот казаков, Донских молодцов.

Овсенья, овсенья,

Они шли, прибрели,

К Иванову двору... и т.д.

(с. Малиновка, Красногвардейский р-н, Белгородская область).

На рубеже XIX – XX веков под влиянием церкви колядки стали заменять Христославием. Колядовать ходили не в простой (повседневной) или праздничной одежде, а «ряжеными». В основном встречались переодевания в одежду другого пола, одевали тулупы вверх шерстью, лицо во вре­мя ряжений красили, надевали маски.

Большую роль в системе обычаев русских святок играли гадания.

Во время гаданий, чтобы нечисть не принесла человеку вреда снимали кресты, пояса, распускали волосы, открывали двери и печные трубы, втыкали в двери ножницы и иголки, место гадания очерчивали кругом.

Гадания можно разделить на несколько видов:

1. На вызывание зрительных образов, где, например надо рассмотреть жениха во сне, или в зеркальном коридоре.

2. Гадания по звукам. Наиболее распространённые из них: спросить рано утром у первого встречного его имя – так же будут звать и суженого; или ночью подслушать под чужими окнами – о чём люди в данный момент разговаривают в доме, если о хлебе – то к хорошему урожаю, если о покойнике – то к смерти близкого человека, и т.д.

3. По жребию: в какую сторону носком упадёт брошенный девушкой через голову лапоть – туда она и замуж пойдёт, и т.д.

4. По предметам: ложка воды выносилась на ночь на мороз, а утром смотрели, как вода застыла, если ровно – то год будет ровный, без неожиданностей, если с бугорком – то к беременности, если с ямкой – то к смерти.

5. Наиболее архаичные гадания – с участием животных: на столе ставили зеркало, блюдце с водой, и горсточку зёрен, и выпускали петуха, если он будет смотреть в зеркало – то муж будет щеголь, если будет зёрна клевать – то попадётся богатый и работящий, а если воду пить станет – то пьяница.

6. С подблюдными песнями, когда собравшиеся девушки складывали в одну ёмкость мелкие вещицы (кольца, серёжки, и т.д.), накрывали платком и пели специальные песни, где в каждом куплете было зашифровано какое – либо пожелание. В конце куплета ведущая наугад доставала одно из украшений, и кому из присутствующих оно принадлежало, тому и был адресован спетый куплет. Т.е «каждый куплет приобретает значение произведения, предсказывающего будущее».

Например:

Ой, мышь пищит,

Сто рублей тащит,

Свят, свят, свят вечер.

Ещё побежит,

Ещё потащит,

Свят, свят, свят вечер,

(к богатству)... и т.д.

(с. Новосёловка, Ивнянский р-н, Белгородская область).

Основным блюдом на Старый новый год были вареники. Гадания на варениках – обязательный атрибут праздника, являют собой один из вариантов гаданий по жребию. По предметам, которые попадались в начинке определяли будущее на ближайший год. Если попадался вареник с монеткой – это к богатству, если с солью – к слезам, с ниткой (или колечком) – к замужеству, с сахаром – к сладкой жизни, с мукой – к мучениям, и т.д.

Обязательной частью святочных увеселений молодёжи были посиделки, которые проходили они в заранее выкупленной у какой-нибудь одинокой женщины избе. С хозяйкой гости расплачивались деньгами, либо помощью по дому.

На посиделках пели, плясали, заводили знакомства, которые в дальнейшем нередко заканчивались свадьбами.

Завершался святочный период Крещением (19 января). Полночь накануне Крещения считается магической, когда происходят чудеса. «На мгновение «открываются небеса» и у человека, увидевшего это исполняется любое желание; перестаёт дуть ветер; животные начинают разговаривать человеческими голосами, сны оказываются вещими. Особую силу при этом приобретает вода в водоёмах: она становится святой. Из всех водосвятий вода, освящённая в Крещенскую ночь, считалась самой сильной, ею лечились от многих болезней, порчи и сглаза и она весь год не портилась и не теряла свои свойства. Поэтому существовал обычай на Крещение купаться в реке сразу после освящения воды. Прорубь вырубали в форме креста, и после освящения священником вода считалась целебной. Тех, кто не хотел купаться, обливали водой из проруби насильно, т.к. считалось, что крещенская вода жжёт бесов и изгоняет их из тела человека. Святой водой также окропляли скотину и домашние постройки, чтобы оградить их от всего нечистого.

После ритуального омовения, на реке на льду устанавливались ледяные крест и стол, которые расцвечивались свекольным соком. На этом столе проходила праздничная крещенская трапеза, в меню которой нередко входила кутья.

После Святок и Крещенья начинался мясоед, в который принято было играть свадьбы, продолжающийся вплоть до Масленицы.