КалейдоскопЪ

Сороки

Название происходит от церковного праздника Сорока мучеников, который приходится на 22 марта по новому стилю. В народных, так называемых «Бытовых святцах» сорок мучеников ассоциируются с сорока жаворонками, которых закликают для того, чтобы пришла весна.

Человек всегда верил в возможность определёнными действиями повлиять на природу, регули­ровать дальнейший ход событий. При этом обряды, отвечающие этой идее считались жизненно необходимыми, т.к. по представлению крестьян – без помощи человека ставилось под угрозу само существование мира. Поэтому прогоняли зиму, звали весну, сжигали чучела, и т.д.

Закликать весну начинали на Сороки. Женщины пекли специальное обрядовое печенье в форме птичек, которое называли «жаворонки», или «сороки», дети выходили с ними на улицу, на возвышенные места, чтобы быть ближе к небу и звали весну специальными песнями – закличками.

Ой, кулики,

Жаворонушки,

прилетайте к нам,

Принесите нам

Весну-красну,

Лету тёплую.

Или:

Весна-красна,

Тёплое летечко.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Тёплое летечко... и т.д.

Печенье дети прятали друг от друга, искали, находили, ели сами, угощали друзей, кормили домашних животных.

Средокрестие (средопостье) отмечалось русскими крестьянами в среду на четвёртой неделе Поста (середина Поста), когда, как говорят в народе, пост ломается пополам, «и треск поста повсюду слышен».

Основной обычай на Средокрестие – приготовление специального обрядового печенья в форме крестиков. В восточных районах Белгородской области принято запекать в каждый крестик по волосинке, и скармливать их домашним животным.

Вербное воскресенье завершало шестую неделю Великого поста. К этому дню был приурочен обычай освящения веточек вербы, которым потом приписывались магические свойства, которые она не теряла в течение всего года. Например, у украинцев верили, что в дом, в котором есть освящённая верба не может попасть молния.

Из церкви вербу несли домой, где шутливо хлестали ею всех домочадцев (и даже домашних жи­вотных) – чтобы передать им энергию и здоровье расцветающего дерева. При этом приговаривали:

Верба – хлёст, бей до слёз,

Не я бью – верба бьёт.

Хвора – в лес, на вересь,

А здоровье - в кости.

Будь здоров, как вода,

И расти, как верба.

Чистый, Великий четверг

В чистый четверг обязательно стремились очиститься водой: люди старались вымыться сами, и вымыть весь дом, чтобы в Пасху войти чистыми; а также, как и на Крещение, искупаться в реке на рассвете, когда вода приобретала магический свойства и несла человеку не только физическое здоровье, но и избавление от грехов.

В Чистый четверг начинали готовиться к Пасхальному столу: пекли куличи, красили яйца, т.к. в этом случае они становятся вкуснее и дольше хранятся.