КалейдоскопЪ

Утро свадебного дня

После девичника подруги невесты могли остаться у неё ночевать. Утром невеста должна была проснуться раньше остальных и разбудить всех традиционным причетом (плачем), в котором прощается с прошлой вольной жизнью, с родным домом и родителями.

Затем, в ожидании жениха невесту сажали на мешок с зерном (чтобы была плодовитой), и на колени сажали маленького мальчика (чтобы рожала сыновей).

Обязательной частью обряда было и остаётся благословение родителей. По обычаю, посторонних просили выйти, оставались только близкие родственники. Под ноги невесте расстилали шубу вверх мехом – символ богатства. Отец стоял с иконой, рядом с ним – мать, двое подруг держали невесту под руки. Она три раза кланялась отцу, целовала икону, отца, и просила у него благословения. Потом то же – с матерью.

А родители могли ответить: "Бог тебя простит, и мы тебя прощаем. Дай Бог тебе всего.... "

Если невеста была сирота, то она причитала по умершему родителю, и просила благословения у него.

Прости ты меня, мамушка,

Прости, благослови.

Ничего я у тебя не прошу,

Ни злата, ни серебра,

Только одно Божье благословеньице.

Также невесте – сироте пели отдельную песню, в которой упоминали умерших родителей.

Пошатнися, рябинушка,

Туда – сюда, на все стороны,

Туда – сюда да на четыре,

На четыре сторонушки.

Только нету у Марьюшки

Родимой матушки.

Её мамушка на Том свете,

Она Богу Молится,

У Господа просится.

А отпусти меня, Господи,

Всё дочка, Марьюшка,

Сиротой замуж идёт.

(с. Сухосолотино, Ивнянский р-н, Белгородской области)

Многие действия жениха и невесты в обряде сопровождаются специальными песнями, которые описывают их в иносказательной форме. Так, например, при отъезде жениха с невестой пели песню «Съехала Марьюшка со двора» где «берёзушка без верха» – символ ухода дочери из родного дома, «лес» – символ жизни, судьбы, «холодная дорога» – символ жизненных испытаний.

Съехала Марьюшка со двора,

Сломила да берёзушку со верха.

Стой, мая да берёзушка, без верха,

Да живи, мой батюшка, без меня.

Видна я батюшки ни мила,

Провожая меня в полночь со двора,

Закрывая на замки ворота.

Придётся девке в поле ночевать,

Пиринушки раскладать,

Галовинку укладать.

Что в лесу звери,

Холодная дорога.

(c. Сухосолотино и с. Кочетовка, Ивнянского района, Белгородской области)

Жених обычно приезжал на двух подводах, (отголоски этого обычая сохранились в современной городской свадьбе, когда за невестой приезжает несколько машин). Дружка (в современной свадьбе – свидетель) должен был заплатить девушкам, преграждающим поезжанам вход в дом невесты, и если плата их не устраивала, они корили дружку специальными песнями.

А у нашего дружка

Ни лазовые ноги

Бегли по дороге.

А козы догоняли,

Ноги обглодали.

(c. Сухосолотино, Ивнянского района, Белгородской области)