КалейдоскопЪ


Колыбель российской морской авиации


Незадолго до начала Первой мировой войны Великий князь Александр Михайлович, возглавлявший Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования и с большим интересом наблюдавший за успехами авиационного дела за рубежом в 1903-1909гг., был абсолютно убежден, «что положить прочное начало создания в России военного воздушного флота задача несравненно более важная, чем усиление имеющегося уже Морского Флота одним линейным крейсером».

Колыбель российской морской авиации
Луи Блерио

Именно такую сумму (900 тыс. рублей оставшихся неизрасходованными на флоте) Императором Николаем II было разрешено использовать на новое перспективное дело – создание воздушного флота. Это было 6 февраля 1910 года. А буквально через месяц во Францию, где известным Луи Блерио был осуществлен первый перелет на моноплане через Ла-Манш, командируются шесть российских офицеров и столько же нижних чинов для обучения на пилотов и техников для обслуживания аэропланов (лейтенант Пиотровский и поручик Комаров представляли военно-морское ведомство).

Одновременно тем же фирмам были заказаны 11 летательных аппаратов. В мае 1910 года в Гатчине под Санкт-Петербургом была открыта Офицерская воздухоплавательная школа. Вот только заказанные аэропланы поступили на ее аэродром не летом, как предполагалось, а поздней осенью. И поскольку климатические условия не позволяли проводить летные занятия с курсантами в Гатчине, Отдел Воздушного Флота (ОВФ) вынужден был искать более удобное место на юге России. Выбор пал на Севастополь. Кстати, в дальнейшем в Гатчине проводились только практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для участия в маневрах Санкт-Петербургского военного округа.

В истории Российской Морской Авиации есть такая дата – 6 августа 1912 года. В этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду гидроаэроплана. Некоторые отечественные историки склонны считать именно ее датой рождения морской авиации. Местом же рождения – С.-Петербург. Но как же предыдущие два года? Правильно ли работу этих лет считать лишь подготовительной к этой дате? Давайте посмотрим, что происходило в те поры в Севастополе.

16 сентября 1910 года первый дипломированный военный летчик России, морской офицер С.Ф. Дорожинский совершает первый в истории Российского флота полет на моноплане «Антуанетта» над Куликовым полем под Севастополем. Этот полет скорее можно считать датой рождения морской авиации, и уж во всяком случае она имеет гораздо больше на это оснований, чем 17 июля – официально установленный приказом Главнокомандующего (в 1996г.) день первого военно-воздушного боя над Балтийским морем, успешно проведенным нашими авиаторами во время Первой мировой войны. Но вернемся в Севастополь.

Колыбель российской морской авиации
С.Ф. Дорожинский

С 11 ноября 1910 года в Севастопольской авиационной школе Отдела Воздушного Флота началась подготовка летных кадров России. Школа готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Первым Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба, капитан 2-го ранга В.Н. Кедрин (с марта 1911г. школу возглавлял подполковник Генерального штаба С.И.Одинцов, установивший в 1910г. рекорд дальности полета в 1437м). Преподавали в Школе весьма авторитетные военные специалисты.

Новое учебное заведение состояло из 3-х парусиновых, зарубежного производства, ангаров и одного деревянного; 2-х сигнальных мачт (с помощью которых также определяли силу ветра) и собственно здания школы. В ангарах стояли 8 аэропланов, 2 биплана системы «Фарман», биплан системы «Соммер», 3 моноплана системы «Блерио» и 2 – системы «Антуанетта». 14 ноября 1910 года состоялся первый учебный день. А через пять дней вышел первый номер нового Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала, главной целью которого было точное и правдивое описание авиационного дела, центром которого, по мнению издателей, на ту пору стал Севастополь.

«Этот день надо считать днем открытия учения школы авиации и первым авиационным днем в Севастополе. С 9 часов утра начались подъемы в воздух и продолжались, с небольшим перерывом на обед, до самого наступления темноты». Активная авиационная деятельность, развернутая в Севастополе, не осталась незамеченной со стороны командования Черноморским флотом. 11 декабря 1910 года С.Ф.Дорожинский впервые на флоте поднялся в воздух с адмиралом на борту (добавлю только, что вице-адмирал флота Бострем остался весьма доволен полетом).

Колыбель российской морской авиации
Вот на таких "гидро" этажерках летали первые морские летчики

Тогда же стало понятно, что в перспективе аэропланы могут пригодиться военным морякам для ведения разведки с воздуха. Капитан В.Н. Кедрин мешкать с этим не стал. Он тут же подал рапорт о практическом применении нового перспективного дела (то есть фактически ходатайствовал о формировании авиационного отделения морской разведки) командующему Черноморским флотом. Рапорт был направлен на рассмотрение в Морской генеральный штаб, где посчитали возможным организовать морскую разведку на Черном море. Там уже были и воздухоплавательный парк, и подготовленный личный состав. Для реализации плана было выделено 128 тыс.рублей и два моноплана «Антуанетта».

В апреле 1911 года в С.-Петербурге состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный съезд. Во время его работы три аэроплана Севастопольской офицерской авиационной школы ОВФ сопровождали черноморскую эскадру при выходе в море, показав таким образом возможное взаимодействие обоих флотов – морского и воздушного.

Чем занималась Севастопольская школа кроме обучения полетам? Многим: вопросами воздушной фотосъемки занимался В.Дыбовский; проводили практические опыты с различными приборами, результатом которых стали статьи «Авиация и компас», «Авиация и метеорология» Г.Пиотровского. Проводились испытания радиопередатчика; С.Дорожинский стал первым гидроавиатором России; была разработана первая в мире инструкция по боевому применению авиации; личный состав Школы принял активное участие в киевских маневрах 1911г. и варшавских – 1911/12гг. К 1911 году в Севастополе существовали Школа авиации, Воздухоплавательный парк Черноморского флота, Военная воздухоплавательная рота и аэроклуб – целых четыре летные организации. Немало!

26 октября 1911 года в Севастопольской военно-авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2-го ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Букегевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили офицерское звание военного летчика». По этому случаю Император Николай II подарил школе часы, которые дожили и до наших дней и исправно ходят в Качинском высшем военном училище летчиков Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. Нужно сказать, что Государь Император с большим вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в своей крымской летней резиденции – в Ливадии. В Севастополе Школа просуществовала до конца 1912 года, а затем была переведена на Качу (поселок Кача находится западнее Севастополя и носит название реки Качи, впадающей в этих местах в Черное море).

Добавлю, что во время Великой Отечественной войны училище было эвакуировано под Волгоград, где теперь и находится, хотя и называется по-прежнему – Качинским. С 1912 года Морской Генеральный Штаб стал уделять большое внимание вопросам организации авиационных подразделений на Флоте. В формируемый в Севастополе отряд из числа первых выпускников Школы ОРФ получили назначение лейтенанты Дорожинский, Дыбовский, мичманы Лучанинов, Качинский, Коведяев, Утгоф, Фриде и Эссен. В годы Первой мировой войны трое из этой восьмерки были отмечены Георгиевскими наградами.

Колыбель российской морской авиации
М-5 с флотским кодовым номером "37" из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г.

В боевых действиях русского флота на Черном море в 1914-1917гг. именно выпускники Севастопольской авиационной школы ОВФ на практике осуществили идею использования морской авиации с авиатранспортов, в том числе и для уничтожения группировок сил противника в базах. Опыт Севастопольской авиашколы в подготовке авиационных кадров был широко использован при создании в 1915 году на Гутуевском острове в Петрограде первой в стране офицерской школы морских летчиков, а в 1916г. – ее филиала в Баку. Тогда же было создано Управление морской авиацией (в составе Морского министерства).

Во время Великой Отечественной войны 22 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя, два соединения и три части военно-воздушных сил Черноморского флота получили почетное наименование «Севастопольских». Это – 2-я Гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора авиации Н.А.Токарева (погибшего под Евпаторией), 13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, 6-й Гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк, 7-й истребительный авиационный полк 4-й авиационной дивизии и 30-й отдельный разведывательный авиационный полк.

Автор: Юлия Самарина

Источник






На главную