КалейдоскопЪ

Подготовка побережья высадки

На обязанности начальника высадки и его штаба лежала подготовка побережья и рейда высадки для операции, для чего ему были подчинены отряд кораблей Батумского района, порты Батум и Ризе, база высадки в составе двух разных транспортов с личным составом двух береговых баз, сетевой заградитель «Аю-Даг» и все наличные плавучие средства («эльпидифоры»)[96].

В соответствии с полученными сведениями о количестве транспортов и имеющейся охраны начальником высадки была разработана следующая организация подготовки побережья и рейда Ризе для выполнения высадки.

Побережье района высадки в бухте Ризе от мыса Пириос (вестовая оконечность) до мыса у р. Аскария (остовая оконечность) разделено на участки соответственно числу отрядов транспортов, причем левый участок побережья предназначен для высадки 1-й бригады пластунов, центр — для артиллерийского дивизиона и правый — для 2-й бригады. Места транспортов полиции одной кильватерной колонны отмечены соответствующими вешками на расстоянии 1 кб от береговой черты. Рейд, начиная от отмели у мыса Пириос, для предупреждения прорыва неприятельских подводных лодок закрывается на дистанции от 20 до 25 кб от береговой черты сетевым заграждением, поставленным заградителем «Аю-Даг», причем с остовой стороны бухты между берегом и заграждением оставляется проход в 2 кб для движения транспортов. В этом проходе для его защиты от прорыва подводных лодок становится одна из канонерских лодок; вторая держится другого конца сети у мыса Пириос.

Накануне высадки перед наступлением темноты в Ризе прибывают из Батума оба базных транспорта («Тревориан» и «Бурдейль») с личным составом баз и немедленно приступают к разгрузке своих плавучих средств и организации пристаней и к установке по указанию командира порта Ризе створных и других отличительных знаков, определяющих наиболее удобные места для причаливания ботов, катеров и тральщиков к берегу.

С получением извещения о времени прибытия транспортов в Ризе начальник высадки с отрядом судов, назначенных для участия в операции, выходит в ночь перед высадкой из Батума к месту назначения. По прибытии заградитель «Аю-Даг» приступает к постановке сети, ориентируясь по стоящим на рейде шлюпкам с огнями, расставленным командиром порта в пунктах начала, конца и поворотов сети. Канонерские лодки занимают назначенные им места и вступают в исполнение обязанностей брандвахтенных кораблей. С момента рассвета все наличные «эльпидифоры» выходят за линию сети для несения охранной службы по внутренней линии, двигаясь в намеченных им участках по параллельным линиям, стараясь поддерживать шахматный порядок движения, дабы возможно равномернее прикрывать охраняемое ими водное пространство. С момента подхода транспортов и вступления во внешнюю линию охраны конвоирующих миноносцев часть «эльпидифоров» снимается с охраны для разгрузочных операций.

Такова в общих чертах была организация подготовки побережья и рейда высадки к операции (см. схему 14).