КалейдоскопЪ

Организация высадки

Опыт высадки пластунских бригад показал особенную важность соответствия плана посадки с планом высадки, то есть создания такой системы выгрузки, при которой части десанта при своем свозе на берег имели бы возможность как можно скорее восстановить свою боевую организацию и быть способными к немедленному походному движению. С этой целью штабом высадки было составлено соответствующее расписание частей десанта по транспортам, которое позволяло придерживаться при выгрузке планомерного своза каждой данной части в свой район выгрузки.

Каждая такая группа транспортов, вмещавшая определенное тактическое соединение (полк, батарею), занимала на рейде определенное место, которому соответствовали данный участок берега и заранее назначенные плавучие выгрузочные средства: «эльпидифоры», самоходные баржи, боты и катера. Места стоянки таких отрядов, которых в данном случае было четыре, обозначались специальными створными знаками с соответствующей нумерацией (см. схему 16).

Во избежание недоразумении смежные створные знаки были окрашены в разные цвета. В соответствии с ними того же цвета были и флажки вех, указывающих места транспортов данной группы. Каждый участок на берегу имел свой сигнальный пост, который и поддерживал связь участка с данном группой транспортов. С началом высадки каждая группа должна была обслуживаться своим соединением «эльпидифоров», самоходные барж, ботов и катеров, причем те группы транспортов, где преимущественно имелись грузы и повозки, получали большее количество плавучих средств, предназначенных для выгрузки этой категории грузов[115].

В первую очередь на свои береговые участки должны были свозиться «эльпидифорами» и самоходными баржами люди, причем каждый из участков имел свои места для приставания как самодвижущихся плавучих средств, так и ботов, движущихся на буксирах катеров. Такое распределение исключало возможность взаимной помехи. В каждом районе вблизи берега держались свои буксиры, назначенные для стаскивания застрявших на мели или же между камней «эльпидифоров» и самоходов.

Боты и катера должны были свозить войска и их грузы, строго придерживаясь расписания, не задерживаясь у берега, и по окончании назначенной им работы идти к брандвахтенным судам, где комендант на воде, ведающий управлением плавучими средствами, направлял их по новым задачам, соответственно требованиям обстановки.

Для спасения людей в случае какой-либо аварии транспортов или подрыва их подводной лодкой имелась в готовности особая спасательная партия из «эльпидифора» со шлюпками, спасательными плотами и другими средствами.

Выгрузка людей должна была производиться «эльпидифорами» и самоходами; лошадей — самоходными баржами и ботами; орудий — ботами: повозок — самоходными баржами; грузов — ботами. При спокойном море и близости транспортов к берегу лошади должны были выгружаться вплавь.