КалейдоскопЪ

РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В.

Для решения технико—экономических задач, которые ставились промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, требовался новый подход кявлениям природы. Развитие торговли и международных сношений, исследование и освоение географических районов ввели в научный оборот множество новых фактических сведений. Они позволили восполнить ранее существовавшие пробелы в картине природы, включить те «недостающие звенья», которые подтверждали наличие всесторонних связей природных явлений во времени и пространстве.

В высшем научно—техническом образовании в начале XIX в. видное место занимала математика, т. к. резко возросла необходимость применения ее к решению практических задач, выдвигавшихся естествознанием и техникой (в области физики, химии, астрономии, геодезии, термодинамики, кинематики механизмов, строительного дела, баллистики и т. д.).

Успехи начертательной геометрии были непосредственно связаны с прикладными задачами составления чертежей машинного оборудования, зданий, промышленных и транспортных сооружений. В этот же период времени возникает прикладная, или, как тогда говорили, «практическая», механика, изучавшая работу машин, механизмов и инженерных сооружений и разрабатывавшая методы их расчета (Г. Монж, Т. Юнг).

Развитие промышленности в начале XIX в. обусловило возникновение теоретической и практической химии (А.П. Лавуазье, К.Л. Бертолле). Причем научная химия могла получить далее законченное развитие после победы учения о молекулярно—ато—мистическом строении вещества.

Развитие культуры в начале XIX в.

Культура в начале XIX в. формировалась в Европе и Америке под двойным влиянием – промышленного развития (переворотов) и буржуазных революций. Кроме того, определенный вклад внесли в развитие культуры и национально—освободительные войны в Европе и Америке. Все изменения в обществе находили отклик в музыке, живописи, поэзии, прозе, в скульптуре и архитектуре.

Общей чертой развития мировой культуры этого периода был неуклонный рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, а также совершенствованию средств транспорта, связи и взаимной информации.

Развитие литературы и искусства в странах Европы и в США проходило в начале XIX в. под знаком борьбы классицизма с церковным влиянием, носившим реакционный характер. Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т. е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу. Характерной чертой для классицизма была незыблемость определенных эстетических норм.

Классицизм начала XIX в. не был однородным явлением, в частности, для Франции после революции 1789–1794 гг. характерно было развитие революционного, республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т. д. В этот же период времени начинается развитие философско—гуманистического классицизма Гете, Шиллера, Виланда. Почти одновременно с новым классицизмом в начале XIX в. возникло новое направление искусства – романтизм.

В противоположность общественно—политическим идеалам классицистов романтики выдвигали новых героев – мятежных одиноких индивидуалистов, непримиримо враждебных своей среде, следующих безудержным стихийным порывам страстей и презирающих всякую холодную рассудочность. Духом революционной романтики пронизаны стихи Байрона и Шелли, творчество Мицкевича и Шамиссо, полотна молодого Делакруа и Гойи, произведения писательницы Жермены де Сталь (1766–1817) и т. д.