КалейдоскопЪ

От мифа к религии

В духовной жизни цивилизации религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности, верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов. Миф – это застывшая легенда во времени . Миф регламентировал отношения в обществе точно так же, как и свод правовых норм, явившихся на свет из норм обычного права.

В сознании жителей Древнего мира все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку.

Но человечество не сразу пришло к богам. В развитии религиозных знаний выделяются несколько этапов: первым этапом был период магии. В целях воздействия на природу человек обращался к духам, олицетворяющим различные стихии. Магия основывалась на постулате всемогущества мыслей. Выделялись два вида магии: негативная и позитивная . Если негативная магия и обслуживающие ее ритуалы были призваны для того, чтобы заставить нужное человеку событие произойти, то целью позитивной магии являлось прямо противоположное. Магия основывалась на принципе подобия и принципе контакта: чтобы заставить того или иного человека покинуть мир, знающий человек брал вещь, принадлежащую несчастному, и проводил с ней обряд наподобие похорон. Считалось, что после таких манипуляций человек быстро покинет мир.

Со временем люди стали верить в существ более сильных, чем духи природы, в богов. Богам приносили жертвы и молились. Жертва представляла собой искупительный дар и была пропорциональна беде, постигшей архаическое общество. У каждого бога был свой характер и «рабочий профиль». Отношения богов копировали отношения людей. В пантеоне просматривается жесткая иерархия. Верховный бог-громовержец становился царем богов, и они были обязаны ему подчиниться. Ослушников ждало страшное наказание.

Древние мифы частично содержат повествование о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев – людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна, отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного, религиозного, мировоззрения, явлений природы и почитания предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся «богоравными героями». Таковы, например, древнегреческие мифы о Геракле, Персее, Тесее. Их считали родоначальниками царских династий. Подобные легенды имел каждый уважающий себя царский род. Сохранились сказания о подвигах отдельных народов. Таковыми, например, стали легенды троянского и фиванского циклов.

Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его – от земли, кровь – от воды, кости – от камней, дыхание – от ветра, а глаза – от солнца. С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники – все это считалось одушевленным и сходным с человеком. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов, т. е. прибегали к магии, возникшей еще в эпоху первобытности. А в случае побега и поимки распинали на кресте. Христос принимает смерть на кресте – это не случайность, это жестокая реальность. В христианской мифологии на первое место выходит идея освобождения и воскресения для вечной жизни без бед .