КалейдоскопЪ

Эпоха строительства пирамид

Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные стены) – потребовала высокого искусства обработки камня. Тщательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов четвертой династии, роскошная облицовка из плит – зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков. Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обожествления царя. Обожествление царя не просто добавляло ему авторитета, но и было своеобразной чертой времени. Принадлежность к власти было своеобразной чертой времени.

В далекой древности принадлежность к царскому роду требовала доказательства божественной природы власти. Власть, признаваемая людьми, могла иметь только божественный характер. Власть, не нуждающаяся в божественном обосновании своего величия, была обречена на поражение. Жрецы часто пользовались этим сакральным обстоятельством, и власть фараона, который им рискнул не понравиться, запросто могли объявить неугодной богу Ра или Осирису. Эти золотое правило дворцовых заговоров покалечило правление не одного фараона. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает принципиальное иное решение.

Джосер (фараон) возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160 х 120 м (около 2 га). Любой фараон, отошедший в мир иной, становился богом на земле и собеседником Осириса в ином мире. Сам характер построения подобных сооружений носил сакральный характер. На фоне данного сооружения человек неизменно чувствовал себя маленькой песчинкой, которую вот-вот поглотит жизненный океан. Древний египтянин простирался ниц перед царственным сооружением, поражающим его воображение. На фоне пирамид происходили царские парады и торжественные выезды сына бога на земле, возращение с победой и некоторые культовые отправления.

У пирамид было одно священное назначение – сформировать и закрепить в памяти народа факт божественного происхождения царской власти. При фараонах четвертой династии (XXVIII–XXVI вв. до н. э.) Нуфу, Хафра и Менкаура строительство пирамид как памятников сверхчеловеческого величия и абсолютной власти достигло наивысшего размаха, а их пирамиды до сих пор поражают своими размерами. Однако в конце правления четвертой династии внутреннее положение Египта осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Использование рабов в качестве дешевой рабочей силы с низкой квалификацией не приносило чаще всего желаемых результатов.

Простейшие механизмы, используемые при строительстве пирамид, мало облегчали труд подневольных рабов, и они гибли сотнями. Иногда при строительстве пирамид использовался труд свободных общинников. Первым фараоном, применившим это на практике, стал творец первой пирамиды Имхотен, вошедший в историю египетской культуры как великий мудрец и был впоследствии обожествлен. Могущество Древнего Египта в первый раз стало висеть на волоске. Перед царем объединенного Египта встала непростая задача сохранения своего трона и престижа своей державы. Перед некогда сильным государством встала угроза распада на отдельные области (номы). Эта непростая фаза развития государственного организма требовала от правителей проявить максимум политической воли в принятии дальновидных решений.