КалейдоскопЪ

Культура Древнего Египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру. Она создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь развития.

Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Религия древних египтян отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, различные силы природы. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир. Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами.

Особую роль сыграл культ царствующего фараона. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека. По мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из слияния нескольких божеств в один культ. Таким был культ Осириса.

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие изображалось в виде соответствующих рисунков. Она составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название «иероглифов», а египетская письменность – «иероглифики». Материалом для написания иероглифов служили камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки. Широкое применение получил папирус.

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу. Ее основой стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья. Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии.

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика.

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Кроме разнообразия жанров, богатства идеи и мотивов, тонкости их разработки, египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык.