КалейдоскопЪ

«Ведийский период»

Становление ранних государств в северной Индии (XIII–VI вв. до н.э.)

Основными источниками истории Северной Индии конца II – первой половины I тысячелетия до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – Веды. Они представляют собой сборники гимнов, напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвященные толкованию священного ритуала. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Сам факт их составления свидетельствует о появлении в Индии индоевропейских племен.

Предки древних индийцев (создателей Вед) и иранцев длительное время представляли собой группу близкородственных племен, живших на общей территории. Их в науке принято называть ариями. Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их, таким образом, от иранских. В экономике их огромное место занимало скотоводство, главным образом разведение крупного рогатого скота.

Все литературные произведения, относящиеся к этой эпохе, повествуют о бесконечных конфликтах и кровопролитных сражениях.

Социальная организация индоариев в период их расселения в Пенджабе оставалась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предводитель, опиравшийся на помощь сородичей. Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства.

В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. Основной тягловой силой были волы, и разведению скота придавалось огромное значение. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжественным случаям устраивался забой скота. Появилось железо, но оно не отличалось высоким качеством. Из него изготовляли наконечники стрел и копий и другие виды оружия.

Земледельцы поздневедийской эпохи строили свои дома из дерева и бамбука. Жилища различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев.

Культура «серой расписной керамики» свидетельствует о развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла. Торговля все еще сохраняла меновый характер, но в качестве меры стоимости иногда фигурировали золотые шейные украшения.

В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования. Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Развитие социальной дифференциации в поздневедийскую эпоху выражается появлением низших, бесправных и эксплуатируемых слоев. Меняется положение основной массы народа. Его самоуправление все больше ограничивается пределами отдельной сельской общины, а дела всего племени и возникающего территориального государства переходят в руки вождей и правителей.

Постепенно можно заметить развитие власти правителя, усложнение царского двора и органов управления. Однако до самого конца ведийского периода государство сохраняло крайне архаичные черты. Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания Вед.

Оформление обширных сборников Вед и некоторая унификация обрядности способствовали культурному единству Северной Индии и сыграли важную роль в дальнейших судьбах древнеиндийской цивилизации.