КалейдоскопЪ

«Классическая эпоха» (II в. до н.э. – V в. н.э.)

Общественный строй: политическая история и социально-экономические отношения

В начале II в. до н. э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником в результате тщательно спланированного дворцового переворота. С этого времени начался длительный период политической неустойчивости и постепенного распада державы . Правители сменялись один за другим, привлекая себе помощников – представителей касты жрецов. Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне – вторжения иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Гандхаре. Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточноиранские племена – саки. На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств, известных в политической истории Древнего мира как сатрапии. Название происходило от слова «сатрап» («кшатрап») – «обладающий властью». Сатрапии отличались тем, что были достаточно аморфными протогосударственными образованиями, в которые входили общества, стоящие на разных этапах политического развития. На рубеже н. э. некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. I в. н. э. характеризуется политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. В IV–V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов. Настоящим основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IV в. Впервые при его правлении основная территория Северной Индии была объединена, а ядром государства стала Магадха.

Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты II, но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. В конце V – начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов – эфталитов, пришедших из Центральной Азии.

Конец I тыс. до н. э. – I в. н. э. были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы. В эту эпоху произошло формирование кастовой системы. Стихийно создавались четыре варны (или касты). Первой и высшей кастой была каста брахманов. Она включала в себя представителей жреческого сословия и закрепила за собой позицию лидера, которая была обусловлена тем, что жрецы долгое время выступали хранителями тайных знаний и спецификой мистифицированного сознания жителей Древней Индии. Второй кастой стали представители светской власти, которая немного поступилась своими привилегиями и не смогла отвоевать свои позиции. Представители первых двух варн назывались «дважды рожденными». Третьей стала каста вайшьев, или торговцев. Они уступили первым двум кастам и в происхождении, и в размерах земельной собственности. Четвертой и низшей кастой стала каста шудр. Это – обыкновенные крестьяне, на которых держалась вся пирамида власти. В систему общественных отношений не входили неприкасаемые. Как правило, это были изгнанники, которые согласно религиозным представлениям оставались вне системы общественных отношений.

Обилие монет – золотых, серебряных и медных – показывает довольно высокую степень развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города, такие как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство.

Все частные земельные владения входили в состав общинной территории. Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили и т. д. Помимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации. Многие наемники-поденщики, батраки почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения.