КалейдоскопЪ

Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие государственные образования в Китае

В V–III тыс. до н. э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, наиболее ранней из которых была культура Яншао. Большого мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в специальных печках и украшавшейся ярким крашеным геометрическим орнаментом.

Последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подчиненных племен. Предводитель одного из них – Шан восстал против тирана, сверг его. Он был первым представителем новой династии Шан, впоследствии получившей название Инь (XVII в. до н. э.).

Центром шанской территории стал район современного Аньяна. Здесь была основана столица – Великий Город Шан.

Три важнейших достижения присущие эпохе Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, а для литья использовались высококачественные глиняные формы.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения – места сосредоточения ремесел; их можно считать городами.

Дошедшие до нас образцы иньской письменности – древнейшие надписи на территории Восточной Азии. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Однако в иньское время широко использовались и другие материалы для письма, в частности деревянные планки.

О далеко зашедшем социальном расслоении общества в XIV–XI вв. до н. э. и формировании классовых отношений свидетельствуют иньские погребения.

Первую категорию составляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В могилу вместе с усопшим клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой каолиновой глины. Это могилы правителей. Вторую – погребения размером в среднем 20–25 кв. м при глубине 5–7 м. Здесь обычно нет человеческих сопогребений, однако инвентарь достаточно богат и разнообразен – захоронения представителей господствующего слоя. Третью – захоронения в грунтовых ямах, едва вмещающих тело покойного, в инвентаре встречаются грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда – свободных общинников. К четвертой относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений. По характеру скелетов и их расположению можно судить о том, что в могиле этой категории погребались люди, умершие насильственной смертью.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь.

Во время правления У Дина чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. Предприняв поход на восток, У-ван нанес поражение иньскому войску (1027 г. до н. э.).

Все свободное население Чжоу делилось на несколько социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью правителя. Вторая группа – это чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей аристократии. Третья – дафу, главы тех родоплеменных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа – ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу (родоплеменной группы).