КалейдоскопЪ

Древний Китай в VIII–III вв. до н.э.

Во взаимоотношениях населения Древнего Китая с соседними племенами отчетливо проявляется несовпадение политических отношений с этническими. В VII–VII вв. до н. э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех «варваров».

Древние китайцы обозначают свою общность термином хуася (или чжуся).

После перенесения столицы на восток в 770 г. до н. э. власть ванна заметно ослабевает. Он зачастую не вмешивается во взаимоотношения между чжухоу, владения которых становятся все более самостоятельными.

Вторжение кочевников на Среднекитайскую равнину и изменения во взаимоотношениях между ванном и зависимыми от него правителями во многом предопределило сущность новой политической ситуации, возникшей в VII в. до н. э. Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном».

Первым царством, добившимся гегемонии, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э.

После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство – Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь – период правления Вэнь-гуна.

В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами: У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении Янцзы.

В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун, он в 482 г. до н. э. добился признания гегемонии У. Через 10 лет настал черед Юэ, разбившего войско соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю. С разделением царства Цзинь на 3 самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань, в истории древнекитайского общества начинается период Чжанью.

В социальной системе чжоуского общества начала I тысячелетия до н. э. ремесленники приравнивались по своему статусу к простолюдинам. Распространение железных орудий труда и общий прогресс железных орудий труда, и общий прогресс техники стимулировали индивидуализацию ремесленного производства, рост благосостояния отдельных ремесленников.

Не случайно поэтому, что стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с VI–III вв. до н. э., когда изменения в социальном строе требовали осмысления тех важнейших принципов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе. В VI–V вв. до н. э. наибольшие расхождения в подходе к решению этих проблем обнаружились в учениях двух философских школ – конфуцианцев и моистов.

Центральное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о «благородном человеке». Конфуцианские понятия гуманности, верности, уважения к старшим, соблюдения норм взаимоотношения между людьми представляют собой положительные общечеловеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя.

Древнекитайский мыслитель Мо-цзы полагал, что все социальные беды происходят от «обособленности», проповедуемой конфуцианцами. Он утверждал, что культура необходима лишь для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей и жилищем.

В IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шаннем.

Вторая серия реформ в Цзинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов.