КалейдоскопЪ

Древний Китай в I–III вв. н.э.

В конце I в. до н. э. резко обострились социальные противоречия в стране. В отдельных районах страны начались выступления крестьян против господствующего класса.

В обстановке внутреннего кризиса империи Ван Ман захватил в 9 г. н. э. трон и объявил о начале новой династии. Против Ван Мана выступили широкие слои населения, озлобленные злоупотреблениями чиновников и неустойчивостью экономического положения в стране. Начался голод. В 18 г. Хань Чун возглавил в Шаньдуне группу голодающих крестьян, которая вскоре выросла в десятитысячную армию, получившую название «краснобровые». В 23 г. они одержали победу над войсками Ван Мана и двинулись на запад. Вскоре столица была захвачена, а Ван Ман убит. Но «краснобровые» были окружены людьми Лю Сю и понесли большие потери.

В 25 г. Лю Сю объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань. Новые правители были вынуждены хотя бы на первых порах идти на уступки народу, снижая налоги и облегчая бремя повинностей. Прямым следствием этого было восстановление и развитие производительных сил в земледелии, являвшемся основой экономики страны.

В период правления Гуан-У-ди восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы, что приводит к повышению урожайности и дает возможность освоить ранее не возделывав-шиеся земли. Этот период ознаменовался целым рядом мероприятий, направленных на сокращение рабства в империи. В 73 г. начинается военная и дипломатическая деятельность в «Западном крае» одного из выдающихся политиков ханьской эпохи – Бань Чао. Бань Чао устанавливает связи со многими государствами Центральной Азии.

Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг – племена цян. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 1402 г. сжигают пригороды Чанъани. В I–II вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев приобретает все большие масштабы.

Придя к власти, Гуан-У-ди начал с ревизии подворных списков налогоплательщиков. Эта мера была направлена против «сильных домов» могущественных кланов, заинтересованных в том, чтобы государство не могло контролировать их арендаторов. В этой борьбе верх постепенно одерживают «сильные дома»: в 280 г. государство было вынуждено признать право земледельцев на зависимых от них крестьян. По мере роста «сильных домов» в ханьском Китае появляется новый тип сельского поселения – поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику.

С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во II в. Одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи.

В II в. в широких массах беднейшего крестьянства нашли поддержку даоские идеи. В I–II вв. даосизм трансформируется в религиозно-мистическую систему взглядов. В различных районах страны возникают тайные секты, проповедовавшие неизбежность скорого осуществления «пути великого благоденствия».

Ранней весной 184 г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета – символ новой эры великого благоденствия. В октябре 184 г. в Гуанузуне восставшие потерпели поражение. В 188–207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью.

Многочисленные междоусобицы приводят к крушению единой империи. На ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства – Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.