КалейдоскопЪ

Культура Древнего Китая

Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности – иньские гадальные надписи XIV–XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения.

Иньские знаки характеризуются тремя особенностями: каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.

Литература «Шицзин» – подлинная сокровищница древнекитайской поэзии.

Этот памятник включает 350 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых – служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

В VI в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов.

Большое распространение получили стихи, в которых описывался блеск придворных праздников, появление императора на религиозных церемониях, различные забавы, придуманные для развлечения опьяневшей придворной публики.

Искусство, музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих четырех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Музыка у китайцев считалась главным искусством. Ее называли творением богов, считали, что она обеспечивает гармонию в природе.

В Китае развивались науки, как гуманитарные, так и точные. Наука проникла в Китай из соседней Индии, где к тому времени были накоплены весьма обширные знания в области математики и астрономии. Причина интереса к наукам была чисто утилитарной, астрономия помогала прогнозировать наводнения, что было жизненно важным. Математические знания были необходимы при строительстве грандиозных сооружений: дворцовых и храмовых построек, дворцов знати и культовых сооружений.

Культура, архитектура и литература Древнего Китая отличались ярко выраженным эстетизмом.

У китайцев было врожденное чувство любви к прекрасному, они стремились постичь законы природы, законы смены времен года и отобразить красоту в искусстве. Историками были накоплены знания с древнейших времен. Их фундаментальные труды превзошли по своей точности труды позднейшего римского историка Тацита «Анналы». Китайские ученые воспитывались в уважении к прошлому своей родины, литературе и другим искусствам.

Образцом ханьского градостроительства была столица империи – Чанъань, один из крупнейших городов Древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми высокими зданиями были императорские дворцы.

В ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения, об этом говорят многочисленные свидетельства источников; сохранились и имена некоторых знаменитых в свое время художников.