КалейдоскопЪ

Пути развития полиса

Перед полисом стояла труднейшая задача, которая решалась по-разному, в зависимости от тех или иных особенностей полисного организма. В VIII–VI вв. до н. э. все полисы были либо олигархическими (Спарта), власть в них принадлежала привилегированному меньшинству, либо демократическими (Афины), управление в которых осуществлялось большинством свободных граждан. Таким образом, тип полиса определялся в основном механизмом решения общеполисных проблем. Так, примером раннедемократического полиса можно считать государственное устройство Хиоса (VI в. до н. э.). Гражданскими правами было наделено все свободное население, причем граждане имели право апеллировать к народному собранию. Всю внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством заказов, принимаемых с согласия и при участии всего свободного населения. Однако данный пример характеризует не только основные черты демократического устройства полиса, но и основные причины его возникновения. Хиос был крупным торговым центром своего времени, его жители были членами купеческой фактории в египетском Навкратисе. Именно поэтому Хиос, большинство граждан которого были материально обеспечены, сумел обойтись без острых общественных противоречий и олигархического строя.

Наиболее характерным примером демократического полиса были Афины. Интенсивный рост экономики, стремительное развитие морской торговли привели здесь к сравнительно раннему разложению общины. В результате борьбы между демосом и родовой аристократией к V в. до н. э. в Афинах рабовладельческое государство представляло собой демократический полис со сложной социальной структурой. После реформ Солона и Клисфена в VI в. до н. э. изменилось территориальное деление: вместо прежних родовых фил появились новые территориальные, подразделяющиеся на демы. Значительной была роль народного собрания. Государственные должности были выборными. Так, «совет пятисот» оттеснил родовой орган власти – ареопаг.

Совершенствовалась и судебная система. Существенную роль играл демократический суд присяжных. Все важные дела решались народным собранием. Собрание собиралось не менее сорока раз в год, если нужно было решить важные проблемы, например обсудить вопросы войны и мира, то собрание собиралось еще чаще. При Перикле Афины познали «золотой век» демократии. В ходе проведенных реформ демос получил доступ к занятию важных должностей, кроме должности стратега.

Основой олигархического полисного устройства было выделение привилегированных социальных групп из общего числа свободных граждан.

Так, Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе гражданской общины стояли 2 царя, принадлежавших к двум правящим в Спарте династиям – Еврипонтидов и Агиадов; царская власть была сильно ограничена советом старейшин, которую составляли представители спартанской знати и коллегии эфоров, выполнявшие судебные и административные функции. Народное собрание лишь формально считалось верховным органом власти, но фактически не имело большого значения. Все жизненно важные решения принимались узким кругом лиц. Земля в Спарте была собственностью государства. Ее обрабатывали илоты. Илотами были потомки покоренного местного населения, когда предки спартанцев, дорийские племен, хлынули на Пелопоннес.

Противоречие между двумя типами полиса – демократическим и олигархическим – перерастали и в вооруженные конфликты (Пелопоннесская война 431–404 гг. до н. э.). В IV в. до н. э. рост частной собственности, эксплуатация рабского труда привели к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности и, следовательно, к кризису полиса.