КалейдоскопЪ

Культура Древнего Рима

Культура Римского государства развивалась более тысячи лет и прошла сложный и противоречивый путь развития от культуры города-государства до культуры огромной империи всего Средиземноморского бассейна.

Рим никогда не имел собственной философской традиции; восприняв греческую философию, ее терминологию и понятийный аппарат, римские философы развивали направления, возникшие в рамках философии эллинизма.

Основными направлениями , прижившимися на римской почве, были стоицизм (кружок Сципиона Младшего, вторая половина II в. до н. э.), эпикуреизм, давший мировой философии поэму Тита Лукреция Кара (I в. до н. э.) «О природе вещей».

Огромное распространение в Риме получил стоицизм. Крупнейшим представителем римского стоицизма были: Посидонн, Эпиктет (I в. н. э.), Луций Анней Сенека и император из династии Антонинов Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко сочетался с астрономическими исследованиями (Манилий, Германик), с поэтическим творчеством (Персий, Лукан), историографией (Тацит).

Сакрализация философии, начатая еще на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. достигла апогея во II–III вв. Основными направлениями становятся пифагоризм и видоизмененный аристотелизм, а также платонизм. К платоникам относятся: Цельс, Цензорин; к пифагорействующим мыслителям – Плутарх.

В III–IV вв. основным направлением становится неоплатонизм (Плотин, Августин).

В III в. до н. э. римская литература в основном пробует себя в традиционно греческих жанрах. Создается национальный эпос (Невий, конец III в. до н. э., Энний, начало II в. до н. э.), римская комедия (Плавт, Теренций, II в.), трагедия (Пакувий, Акций, II в.), специфический римский жанр сатуры (Луцилий, II в.). В эпоху Августа при дворе сложился кружок, объединивший лучших писателей своего времени: эпика Вергилия, лирика Горация и других (так называемый кружок Мецената). В I–III вв. н. э. римская литература развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно. Первый этап (первая половина – середина I в.) – «Новый стиль» – сентенциозный и эффектный (письма и трагедии Сенеки, эпос Лукиана, сатира Персия Флакка, басни Федра, сатирический роман Петрона Орбитра). Второй этап (конец I – начало II вв. н. э.) – неоклассицизм и возрождение «золотого века» (Квинтиллиан, Плиний Младший, поэты Стаций, Силип Италик, Валерий Флакк, историк Тацит, сатирик Ювенал). Третий этап (II – начало III вв.) – господство архаизма и возрождение греческой литературы (Марк Аврелий, Элиан, Апулей).

В VIII–IV вв. до н. э. на формирование римского искусства определяющее влияние оказали культура этрусков и культура городов Великой Греции. Градостроительство принимает за основу схему римского военного лагеря с магистралями, пересекающимися под прямым углом – «кардо» (с севера на юг) и «де-куманус» (с востока на запад). Начинает складываться (II в. до н. э.) композиционный принцип древнеримских общественных комплексов (симметричность и торжественность). Формируется тип римского атриумного дома с перистилем; одновременно возникает и основной тип рядовых городских построек – инсула. Применение бетона (II в. до н. э.) значительно упростило и удешевило строительство. К началу I в. до н. э. складываются важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, зрелищные сооружения (цирки и амфитеатры); а также инженерные постройки (арочные мосты, акведуки).

В области скульптуры наметились две основные тенденции: развитие скульптурного портрета, массовое копирование греческих статуй. Развивается монументально-декоративная живопись («инкрустационный» и «архитектурно-перспективный» стиль).

В период принципата римская архитектура достигает расцвета; усиливаются репрезентативные тенденции; возводятся триумфальные арки, величественные дворцы (Золотой дом Нерона), амфитеатры (Колизей Флавиев), храмы (Пантеон). При Трояне окончательно оформляется ансамбль римского Форума.