КалейдоскопЪ

Информационная революция

«Нефтяные шоки» и стагфляция 1970-х гг. привели к резкому сокращению спроса на ресурсоемкие виды товаров и услуг. Началась ускоренная разработка и внедрение более экономичных форм производства, требующих меньших затрат сырья и энергии. Так, например, в США только в 1973–1986 гг. за счет технических нововведений потребление бензина средним автомобилем сократилось с 17,8 до 8,7 л/100 км. Подобные новации затронули практически все отрасли производства, что вызвало обострение конкуренции и снижение общего уровня цен на рынке сырья и энергоносителей. Пик этого процесса пришелся на первую половину 1980-х гг., когда индекс мировых цен на тридцать наиболее употребляемых сырьевых товаров снизился на 74 %. Таким образом, неоконсервативные реформы совпали по времени с формированием ресурсосберегающей модели экономического развития. Многие аналитики связывали выход из структурного кризиса мировой экономики именно с этими тенденциями. Однако уже в начале 1990-х гг. стало очевидно, что структурная перестройка производства зависит как от сокращения ресурсной базы, так и от информационной революции – внедрения нового поколения компьютерных технологий.

Толчком к информационной революции послужило создание компьютерных процессоров, смонтированных на базе микросхем – «чипов» (англ. chip – осколок). Количество транзисторов, размещаемых в таких интегральных электронных схемах, увеличивалось, что, в свою очередь, позволяло увеличивать быстродействие компьютерной техники и объем электронной памяти. Одновременно размер и стоимость компьютеров значительно уменьшились. Появились и новые принципы «компьютерной архитектуры» – упрощенный способ ввода информации с применением клавиатуры и «мыши», использование дисплея для ее визуального восприятия и дисководов для оперативного обмена информацией между компьютерами. Принципиально изменились требования к интерфейсу, т. е. знаковой системе «общения» пользователя с компьютером. На смену текстовому интерфейсу, основанному на сложных наборах букв, цифр, знаков пунктуации, пришел графический, при котором пользователю необходимо лишь указать «мышью» на ту или иную картинку-символ. Этот стандарт положил начало развитию новой компьютерной культуры – дружественной по отношению к пользователю, тем самым преодолевался психологический стресс от общения человека с машиной.

Первый персональный компьютер (РС), полностью соответствующий новым стандартам, создали инженеры С. Джобс и С. Возняк. Джобс стал и первым разработчиком графического интерфейса. Но главную роль в информационной революции сыграли программисты Б. Гейтс и П. Ален из Microsoft. В 1975 г. они создали популярный код программирования «Бейсик», в 1981 г. – операционную систему MS-DOS (Microsoft Dirsk Operating System), а в 1985 г. – операционную среду Windows с целым набором прикладных программ (Excel, Access, Word, Power Point). Использование этих программных продуктов не только упростило эксплуатацию компьютерной техники, но и позволило решить проблему несовместимости операционных систем (т. е. технологий управления микропроцессором и обработки введенных в компьютер данных).

В первой половине 1980-х гг. сложился стратегический альянс трех корпораций – Microsoft, IBM и Intel. Компьютеры, созданные на базе процессоров Intel с использованием технологической «архитектуры» IBM и программного обеспечения Microsoft, не только стали «законодателями мод», но и почти монопольно господствовали на отраслевом рынке. Эпоха громоздких промышленных ЭВМ окончательно ушла в прошлое. Инженерам Intel удавалось примерно каждые 18 месяцев увеличивать количество транзисторов на поверхности «чипа» в 2 раза (что в 2 раза ускоряло и быстродействие компьютеров). С середины 1990-х гг. началось производство компьютеров Pentium, скорость которых уже в миллион раз превышала быстродействие первых ЭВМ. Относительная стоимость компьютеров снизилась в 1983–1996 гг. с 300 до 0,14 долл. за каждый мегабайт памяти.

Важнейшее значение для информационной революции имело создание систем компьютерного сетевого обмена. Первым опытом в этой сфере стала разработка в США в 1960-х гг. компьютерной сети АРПАнет (ARPAnet, Advanced Research Projects Agency), предназначенной для связи правительственных и военных учреждений в условиях ядерной войны. Ее особенностью была возможность использования самых различных средств компьютерного обмена (вплоть до обычных телефонных линий), а также универсальной системы ввода и считывания информации TCP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей сообщений). В середине 1980-х гг. Национальный научный фонд США (National Scientific Found – NSF) использовал ту же технологию для создания сети НСФнет, объединившей информационные ресурсы пяти крупнейших компьютерных центров страны. А в 1990-х гг. началось быстрое развитие международной информационной сети, получившей название Интернет.

Технологическая универсальность Интернета обеспечивалась благодаря использованию единого протокола TCP (в современном виде он получил название TCP/IP, где буквы IP взяты из английских слов Internet Protocol). Эта информационная сеть использовалась для пересылки электронной почты (e-mail). К концу 1990-х гг. появилась возможность общения в Интернете в режиме «реального времени». Но подлинное рождение Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) произошло после изобретения европейскими инженерами Т. Бернерс-Ли и Р. Кайо гипертекстовой технологии – системы автоматического поиска информации на сетевых «страничках» (сайтах). Специальные поисковые серверы (мощные компьютерные системы, хранящие и пересылающие сетевую информацию) стали осуществлять каталогизацию всех данных. Тем самым формировалось глобальное саморазвивающееся информационное пространство, не подлежащее административному и политическому контролю.

Развертывание информационной революции радикально изменило отраслевую структуру и технологическую базу современной экономики. Сфера услуг впервые в истории обогнала по темпам роста промышленность и вышла на ведущее место по динамике инвестиций и численности занятых (около / от общего числа). В США в 1990-х гг. в сфере услуг работало уже 73 % всех занятых, в том числе 80 % работников умственного труда и 87 % кадров с высшей квалификацией. Все большее значение приобретали информационные услуги – как специализированные, основанные на использовании новейшей компьютерной технологии (создание информационных баз данных и систем телекоммуникации, проведение сложных расчетов, обработка аудио– и видеоинформации, мультимедийное моделирование различных ситуаций), так и в системе образования, профессиональной подготовки, здравоохранения, культурного досуга. Традиционные виды услуг, связанные с розничной торговлей, бытовым обслуживанием, административным контролем, развивались не столь динамично.

В области промышленного производства информационная революция привела не только к перераспределению капиталов и трудовых ресурсов между отраслями, но и к формированию совершенно новых межотраслевых направлений: механотроники (использование промышленных роботов, станков с числовым программным управлением), технотроники (формирование систем автоматизированного промышленного проектирования, автоматизированных рабочих мест), телематики (создание производственных коммуникационных сетей, информационных систем проектирования, мониторинга, маркетинга). Внедрение множества технических новаций способствовало быстрому росту производства в машиностроении и металлообработке. Доля этих отраслей в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности выросла в 1970 – 1990-хгг. с 37 до 42 %. Еще более высокими темпами развивались наукоемкие отрасли производства, в том числе электронное и транспортное машиностроение, авиакосмическая и химическая промышленность. Потребности индустрии информационных услуг создавали бурно растущий рынок компьютерной, множительной техники (копировального оборудования, печатающих устройств, сканеров), оборудования для систем связи. В отраслях же легкой и пищевой промышленности темпы развития, напротив, устойчиво снижались. Еще меньше влияние информационной революции сказалось на сельском хозяйстве. Его доля в мировом производстве сократилась за последнюю треть XX в. с 7,4 до 5 %.

Не менее важным проявлением информационной революции стал переход к электронным системам финансово-денежного обращения, в том числе банковским услугам с использованием микропроцессорных пластиковых карточек, биржевым торгам на основе телекоммуникационных сетей связи, «виртуальным» торговым услугам в Интернете. Такая практика первоначально воспринималась как вспомогательные услуги. Но в начале 2000-х гг. стало очевидно, что развитие глобального электронного рынка существенно меняет сам характер товарно-денежных отношений и привычную цикличность экономических процессов.