КалейдоскопЪ

Система ООН и колониальный вопрос

Рубежным событием в формировании системы ООН стало проведение конференции союзников по антигитлеровской коалиции в Думбартон-Оксе (22 августа – 28 сентября 1944 г.). К этому времени уже была достигнута договоренность о том, что в организации будет сохранен свой «круг избранных» – постоянных членов Совета Безопасности. Ни у кого не вызывало сомнений, что эту роль сохранят США, СССР и Великобритания. Было также решено предоставить постоянное место в Совете Безопасности Франции и Китаю (последнему – по инициативе американской дипломатии). Совет Безопасности возложил на себя беспрецедентные полномочия. Предполагалось, что он сможет предпринимать усилия по урегулированию международных конфликтов, невзирая на позицию их участников. Единственным «ограничителем» применения силы становилось вето постоянных членов Совета Безопасности. Это значительно усиливало роль США и СССР в решении колониальных конфликтов в послевоенном мире.

Во время встречи с Черчиллем на Мальте в январе 1945 г. Рузвельт заявил о своем намерении всемерно укреплять сотрудничество с СССР. Он вел сложную дипломатическую игру. С одной стороны, Великобритания продолжала оставаться стратегическим союзником США. Но, с другой стороны, советско-американское сотрудничество позволяло добиться глобальной перестройки мирового политического пространства. СССР, не являясь колониальной державой, мог бы стать надежным гарантом новой международной системы. Уже на Крымской конференции (4—11 февраля 1945 г.) Сталин поддержал Рузвельта в вопросе об опеке ООН над колониальными территориями. Реакция Черчилля была негодующей: он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи.

Несмотря на разногласия между союзниками, процесс создания ООН шел быстрыми темпами. Учредительная конференция проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Единственным вопросом повестки дня была разработка Устава ООН, который официально вступил в силу 24 октября 1945 г. Британская делегация пошла на уступки по вопросу о системе опеки. Но всеобъемлющей концепции, которую желал видеть Рузвельт, не получилось – опека распространилась пока лишь на острова Тихого океана. Однако с политической и правовой точки зрения чрезвычайно важным стало образование двух категорий мандатных территорий: на так называемые стратегические районы распространялась опека Совета Безопасности, тогда как опеку остальных обеспечивала Ассамблея ООН через специализированный Совет по опеке.

Принцип выделения особых «стратегических районов», приоритетное право контроля над которыми имели постоянные члены Совета Безопасности, станет важнейшим политическим оружием англоамериканской дипломатии в послевоенном мире.

Уже вскоре после создания ООН период позитивного сотрудничества западных союзников с СССР завершился. Мир вступил в эпоху «холодной войны». США в качестве основополагающих принципов внешней политики стали использовать «доктрину Трумэна», обосновывавшую право на повсеместное американское вмешательство с целью недопущения распространения «мирового коммунизма». Складывание двухполюсного (биполярного) мирового порядка, торжество принципов блоковой стратегии на несколько десятилетий придали деятельности ООН достаточно формальный характер. Многие ее решения лишь закрепляли результаты политического диалога «сверхдержав» или фиксировали точки их разногласий. В полной мере это касалось и колониального вопроса.

Система опеки первоначально была распространена лишь на 11 небольших территорий (преимущественно в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Сам правовой статус опеки при этом предполагал сохранение за мандатарием безусловного права на управление данной территорией и обеспечение равных прав остальных членов ООН в экономической, социальной и торговой сферах. При этом особо оговаривалась ответственность мандатария за «поощрение прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии». Тем самым система опеки превращалась в средство модернизации, проводимой на основе рыночной экономики и правовой системы западного образца. В роли мандатариев выступали Великобритания, Австралия, США, Франция и Италия.

Помимо опекаемых территорий, Устав ООН закрепил существование «несамоуправляющихся территорий», что, по сути, легали-зовывало колониальную систему. В 1946 г. восемь государств – Австралия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания и США – подали список управляемых ими территорий, которые они считали «неготовыми к самоуправлению» (всего были названы 72 такие территории). Характерно, что в данном случае Устав ООН уже не требовал от управляющих стран способствовать политике «свободы рук» или внедрять универсальный стандарт прав и свобод личности. Напротив, предполагалось, что способствовать социальному и экономическому прогрессу «несамоуправляющихся» народов следует на основе сохранения их культурных традиций, а расширение самоуправления ставилось в зависимость от «специфических обстоятельств» и «разных ступеней развития».

Таким образом, западные страны-метрополии получили гарантии политико-правовой и экономической закрытости своих владений.

Крах колониальной системы произошел лишь под воздействием широкого национально-освободительного движения народов Востока. В 1960 г., когда распад колониальных империй уже стал фактом, Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В ней заявлялось, что «подчинение народов иностранному владычеству, господство и эксплуатация являют собой отрицание основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют продвижению к миру и сотрудничеству во всем мире», а также то, что «должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, находящихся под опекой, и несамоуправляющихся или других территорий, которые еще не получили независимости, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой». В 1963 г. Генеральная Ассамблея одобрила пересмотренный список «несамоуправляющихся территорий» (включавший теперь 64 территории, поскольку остальные уже завоевали или получили независимость). В список входили и две остававшиеся на тот момент подопечными территории (Науру и Тихоокеанские острова). Позднее (1965) в него были включены Французский Сомалиленд (современный Джибути) и Оман, Коморские острова (1972) и Новая Каледония (1986). С 1960 по 1990 г. самоуправления добились 53 территории.

По мере распада мировой колониальной системы ООН активизировала свои действия по поддержке социально-экономического и культурного развития стран Востока. Предпринимались огромные усилия для борьбы с нищетой и голодом, решения демографических проблем, развития систем образования и коммуникаций. Но выполнение ключевой задачи ООН – миротворчество и обеспечение безопасности – долгое время было затруднено из-за конфронтации «сверхдержав». Исключение составило лишь активное участие ООН в решении палестинской проблемы.

14 мая 1948 г. Великобритания отказалась от мандата на Палестину, полученного еще от Лиги Наций, а еврейское население Палестины объявило о создании государства Израиль. Ответом стали военно-террористические действия со стороны арабов-палестинцев. Насилие было временно приостановлено в результате перемирия, к которому призвал Совет Безопасности ООН. Наблюдение за выполнением его условий осуществлял назначенный Генеральной Ассамблеей специальный посредник, которому помогала группа военных наблюдателей. В 1949 г. было учреждено Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам. После очередной вспышки арабо-израильского конфликта в 1956 г. был создан и первый полноправный миротворческий корпус – Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН). Но урегулировать ближневосточный конфликт так и не удалось.

Скандальным оказалось вмешательство ООН в урегулирование корейского конфликта. Корейский вопрос рассматривался Генеральной Ассамблеей в 1947 г. Попытки ООН с помощью выборов восстановить в Корее единое государство оказались безуспешными, и в 1948 г. там появились два отдельных правительства. Вскоре под давлением американской дипломатии Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о необходимости вывода оккупационных сил и создала Комиссию Организации Объединенных Наций по Корее. В июне 1950 г. США и Комиссия по Корее информировали ООН, что Республика Корея подверглась нападению вооруженных сил Северной Кореи. Совет Безопасности рекомендовал государствам – членам ООН «оказать Республике Корея необходимую помощь для отражения нападения и восстановить в этом регионе мир и безопасность». Советский Союз, не присутствовавший на заседании Совета Безопасности в знак протеста против участия в нем представителей свергнутого чанкайшистского правительства Китая, объявил это решение незаконным. Тем не менее для участия в боевых действиях в Корее были созданы так называемые международные силы под объединенным командованием, уполномоченные выступать под флагом ООН (с юридической точки зрения их действия не являлись миротворческой операцией ООН, требующей согласия всех постоянных члена Совета Безопасности).

ООН получила возможность более активно проводить миротворческие операции лишь с конца 1950 – начала 1960-х гг. (в Ливане в 1958 г., Конго в 1960–1964 гг., Новой Западной Гвинее в 1962–1963 гг., Йемене в 1963–1964 гг., на Кипре с 1964 г., в Доминиканской Республике в 1965–1966 гг. и др.). Особенно выросло значение миротворческих операций ООН в 1990-х гг., после того как с распадом СССР разрушилась система «сдерживания» двух «сверхдержав». Однако эффективность подобных действий по-прежнему вызывает немало сомнений. В начале 2000-х гг. все большую инициативу в «урегулировании» локальных конфликтов в Азии и Африке проявляет НАТО.