КалейдоскопЪ

Этнические проблемы

Во многих странах Азии и Африки до сих пор сохранились традиционные общности: племена, мелкие этносы или этноконфессиональные общины, сословные группы и социокультурные коллективы. Их влияние, особенно на менталитет и психологию людей, даже экономически и организационно давно живущих вне традиционных отношений, еще прослеживается всюду на Востоке – от Марокко и Сенегала до Китая и Филиппин.

В Марокко исторически сформировавшееся в XIII–XVII вв. сословие «фаси» (потомки мусульман, изгнанных из Испании) постепенно образовало экономическую и духовную элиту страны; в XX в. вместе с арабской аристократией оно составило верхушку бюрократии и бизнеса. С 1930-х гг. им противостоят «суси» – выходцы из берберов южной области Сус, разрушающие монополию «фаси», но преобладающие пока что в средних и низших слоях буржуазии, чиновничества и интеллигенции. И те и другие имеют свои политические партии, культурные ассоциации, органы печати и рычаги влияния на монарха.

Этнонациональный вопрос – один из важнейших на Востоке. Берберы в Алжире и Ливии, курды в Турции, Сирии, Ираке и Иране, азербайджанцы в Иране, туркмены, узбеки и таджики в Афганистане, патаны (пуштуны) в Пакистане, многочисленные меньшинства в Мьянме, монголы, тюрки и тибетцы в Китае, хуацяо во всей Юго-Восточной Азии, тамилы в Шри-Ланке, так же как арабы на западе Африки, а индийцы на ее востоке и юге – все они надеются на создание собственных национальных государств. Но решение этнического вопроса осложняется наличием проблемы конфессиональной, наиболее остро она проявляется в положении южан в Судане, коптов в Египте, христиан на всем Ближнем Востоке, шиитов – в Ливане и Ираке, исмаилитов – в Афганистане и Таджикистане, мусульман и сикхов – в Индии, мусульман – в Китае и Республике Филиппины.