КалейдоскопЪ

Общее в модернизации общественного сознания стран Востока

Страны Востока, несмотря на явные различия между ними, объединяет колониальное и полуколониальное прошлое, а также периферийное положение в мировой экономической системе. Кроме того, их сближение с Западом в социокультурном плане происходит медленнее, чем восприятие достижений научно-технического прогресса и универсализация, особенно в сфере материального производства. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материальной, интеллектуальной и духовной жизни.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизируется по-своему и каждое получает свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В восточных странах прошли проверку как западные модели рыночной экономики, так и вульгаризированные социалистические. Соответствующие воздействия испытала идеология и философия восточных обществ. Причем современное не только сосуществует с традиционным, образует с ним синтезированные и симбиозные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Востоке заключается в мощном влиянии религии, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выработка современных взглядов происходит при противоборстве целей и идеалов, при противостоянии традиционного, обращенного в прошлое шаблона жизни и мысли, с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом – с другой.

Осмысление результатов взаимодействия между Востоком и Западом остается крайне важным для восточной общественности. Западный образ жизни и мыслей все более становится нормой для горожанина в странах Востока.

Соотношение между традиционным и современным неоднозначно. Новое не только усваивается или отвергается обществом. Оно не только сосуществует со старым, но и активно взаимодействует с ним. Одни традиции умирают, другие остаются как органичный элемент жизни общества. Заимствованные идеи, теории, нормы, сохранив или утратив изначальную форму, обычно получают новое содержание, отражающее специфику места и времени. Стереотипы индивидуального и группового сознания и поведения синтезируются так, что интернациональное все больше становится частью национального. При этом мыслящей элитой и генератором новых идей в странах Востока является национальная интеллигенция. Ее большая часть старается объективно, взвешенно подходить к культурным ценностям двух миров в интересах прогрессивного развития восточного общества при сохранении национального своеобразия. Она сознает, что национальная культура несет в себечастицы иных культур и потому объективно отражает ценности общечеловеческой цивилизации.

Так, например, в 1975 г. министр информации Республики Филиппины в своем циркуляре констатировал, что филиппинская культура – это итог многовековых внешних влияний, которые смешивались, приобретая филиппинскую природу. Это малайская матрица, на которую наложились элементы индийской, китайской, арабской, испанской, мексиканской и североамериканской культуры.