КалейдоскопЪ

Религиозная реформация и модернизация

Религиозный фактор в общественном сознании постколониального Востока

Роль религии как веры и ритуала по-прежнему велика не только на Востоке, но и на Западе. Но для Востока в значительно большей степени важно ее значение как идеологии и системы ценностей, кодекса социальной справедливости. Во многих странах религиозная мысль в большой мере определяет состояние общественного сознания.

В настоящее время отмечается некоторый рост влияния религиозного фактора на восточное общество. Это результат ответной реакции общественного сознания на избыток модернизации и секуляризацию предшествующего периода. В целом же религиозные установки перестают быть критерием истины. Традиционные, в том числе религиозные, предписания утратили роль единственного или главного регулятора отношений между людьми.

«В нашу жизнь вторгся современный мир, который увлек за собой молодежь, и теперь у нее не осталось времени на религию», – заявил знаменитый монах-езид[27] Баба Шауши. Ученые монахи в Таиланде утверждают, что многие буддийские монахи любят роскошь, не придерживаются не только буквы, но и духа канонов, что большинство из них пришли в сангху,[28] чтобы решить свои экономические проблемы, а не в поисках истины. Газета радикальной мусульманской ориентации в Турции сетовала в начале 1980-х гг.: «В то время как 95 % турецких газет пропагандируют западный образ жизни, материальную заинтересованность, азартные игры, алкоголь, секс, может быть только 5 % изданий отстаивают исламский образ жизни, но противник и этого не может перенести».

В этих констатациях и страхах много преувеличений. За атеизм часто принимают результат секуляризации сознания, хотя это необязательно означает путь к безбожию. На деле же для образованной молодежи и новой интеллигенции характерно представление о непротиворечивости мирского и священного, разума и веры.

Секуляризм как совокупность идей, суть которых – освобождение государства, общества и личности от господства духовенства, был результатом модернизации. В Европе секуляризация произошла в ходе естественного развития буржуазного общества, на Востоке – в процессе направленной модернизации. Поэтому там она относительно слабо выражена, принимает различные формы, лишена радикализма.

Отличительная черта современного Востока – чередование периодов усиления и снижения влияния религии и религиозных институтов на человека, общество, политику. Попытки осуществить модернизацию по западному образцу почти повсеместно сопровождались заметным упадком влияния религии, особенно в 1950– 1960-е гг. В ходе борьбы за свободу национализм оттеснил религиозный фактор за кулисы политической сцены. Народы Востока боролись за независимость преимущественно под националистическими, а не религиозными лозунгами, и в освободившихся странах были установлены светские, а не теократические режимы. Для религии как регулятора общественной жизни, казалось, не оставалось места. Дж. Неру считал религию крайне консервативной и даже реакционной силой и был против вмешательства религиозных деятелей в политику. Бывший иракский лидер Саддам Хусейн утверждал, что баасизм – идеология Партии арабского социалистического возрождения – является новой светской идеологией, признающей свободу совести, и считает недопустимым вмешательство священнослужителей в политику.

С конца 1970-х гг. наблюдается значительное усиление интереса к религии. Интеллигенцию привлекает морально-этическая сторона религии, а государство стремится использовать ее в своих целях. В Юго-Восточной Азии повышается внимание к культу святых, появляются новые христианские и буддийские секты. В Японии из 3 тыс. опрошенных в 1979 г. 41 % считали, что религия необходима, чтобы человек жил счастливо.

В последней четверти XX в. произошел феноменальный рост политического значения ислама. При этом надо также учитывать исключительность исламской доктрины, основанной на абсолютном единобожии и предлагающей верующему всеохватный кодекс поведения. Еще в середине 1960-х гг. духовенство не внушало ни малейшего уважения арабской молодежи. Совсем иное дело в конце 1970-х гг. Исламисты пришли к власти в Иране и Судане, во многих мусульманских странах идет исламизация общественной жизни. Выборы в Алжире в 1995 г. принесли победу радикальной и исламской Партии спасения. На парламентских выборах в Турции в 1996 г. большого успеха добилась исламистская Партия благоденствия.

Несмотря на относительно быстрое распространение научного знания и современного образа мыслей, традиционные религии до сих пор остаются основой для значительной части мировоззренческих концепций и социальных теорий. Общественно-политические взгляды нередко облекаются в традиционную форму или как-то соотносятся с религиозной доктриной. По словам профессора Калькуттского института ядерной физики А. – К. Чакраварти, «даже поверхностное ознакомление с индуистской философией убеждает в том, что современные ученые, в сущности, открывают заново идеи, которые были концентрированно изложены провидцами ведической эпохи. Научная конференция в египетском университете города Эль-Минья в 1989 г. приняла решение «исключить из учебной программы философские учения, не согласующиеся с мусульманской религией».