КалейдоскопЪ

«Модернизаторы» и «охранители»

Огромное влияние на общественно-политическую мысль в странах Востока оказала реформаторская деятельность новой интеллигенции. Суть религиозного реформаторства конца XIX – начала XX в. – переосмысление традиционных представлений под лозунгом возврата к первоосновам религиозной доктрины или религиозно-философского учения с позиций рационализма, очищение их от многовековых наслоений и искажений.

Реформаторство отражало назревшую необходимость трансформации религиозного сознания, с тем чтобы оно могло безболезненно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни восточных обществ. В богословско-юридическом отношении почти все последователи и приверженцы реформаторства являются фундаменталистами: они отталкиваются от основополагающих религиозных текстов или древних канонических книг и часто отказываются от тех толкований, которые даны позднесредневековыми авторитетами. Но с социально-политической точки зрения они делятся на «модернизаторов» и «охранителей» – антагонистов и в социальном, и в политическом плане.

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через санкционирование научного знания священными текстами и канонами. Они – поборники современного прогресса с национальной спецификой. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества.

Задача «охранителей» – переосмысление действительности, современных социокультурных и политических структур в духе священных текстов. Они утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а обществу необходимо «перестроиться» в соответствии с основным религиозным принципом. Фундаменталистам – «охранителям» присущи нетерпимость и «поиск врагов». Успехи радикальных фундаменталистских движений во многом объясняются тем, что они указывают человеку на конкретного врага, «виновника» всех его бед.

Процесс модернизации религиозного сознания, хотя и неравномерный, – характерная черта нашего времени. При всем том безусловную власть над массами сохраняют традиционные формы религии. Принципиальные противники перемен в богословско-юридической сфере, впрочем, также вынуждены на практике допускать их, прибегая к казуистике и расширенному толкованию священных текстов и древних книг.[29] Стремление традиционистов вписаться в современность с грузом старых представлений приводит к столкновению их с «модернизаторами», которых они осуждают как людей по меньшей мере заблуждающихся.

Реформаторские идеи распространены преимущественно среди образованных городских слоев населения. Ниже рассматриваются характерные черты реформаторско-модернистского направления в исламе, индуизме, буддизме, конфуцианстве и иудаизме.