КалейдоскопЪ

Индуизм

Наиболее ярким выразителем модернистской тенденции в индуизме стал Мохандас Карамчад Ганди, прозванный Махатмой – «Великой душой». Ему удалось сделать древние принципы основой концепции борьбы индийцев за социальную справедливость и политическую независимость. Отталкиваясь от представления о том, что в каждом человеке есть частица Высшего Духа, Ганди говорил о равенстве всех перед Богом, который является воплощением морально-этического идеала и совершенной истиной. Он учил, что для постижения божественной истины человеку необходимо самосовершенствоваться, встать на путь самопожертвования, борьбы с несправедливостью, терпимости и ненасилия.

Современные последователи реформаторов расширительно в духе времени толкуют традиционные представления индуизма. В частности, менее категоричными стали их утверждения о приоритете духовного начала над материальным, о незыблемости кастовой системы, подвергается сомнению учение о переселении душ, которое объективно сдерживает стремление к изменению жизненных условий, переосмысливается понятие кармы, поскольку-де человеку воздается по заслугам уже в земной жизни. Тем самым индуизм, ориентированный на индивида, по существу, выводящий человека за пределы интересов общества, приобретает не свойственные ему черты: признается особое достоинство физического труда, подчеркивается общественная значимость социально-активной личности.

Последователь Ганди Винаба Бхаве толковал положение индуизма о помощи низших каст высшим как установку для верующего оказывать услуги всем людям; карму, которая в классическом индуизме связана прежде всего с ритуальными действиями, трактовал как долг человека совершать добрые дела для всех; положение о Брахмане – высшей и всеобъемлющей реальности – как принцип всеобщего равенства, а бхати (любовь к Богу) – как любовь к человечеству.

В наше время эту линию продолжил видный философ и политик Сарвспалли Радхакришнан. Он выдвинул концепцию вечной и универсальной «религии веры» мистического богопостижения. Философ исходил из того, что сутью всех религий является духовность, достижение такого состояния, когда духовное начало человека соединяется с универсальным духом, высшим источником, первоэлементом божественного, или Бога, который есть суть духовного опыта. «Религия духа», по мнению Радхакришнана, полностью согласуется с наукой, дополняет ее и будучи идеальной, основанной на категориях любви и ненасилия, становится катализатором социальной активности.