КалейдоскопЪ

Буддизм

Модернизация – один из аспектов возрождения буддизма, которое началось в конце XIX в. и получило новый толчок в связи с отмечавшимся в 1954–1956 гг. 2500-летием перевоплощения Будды. Если «охранители», неотрадиционалисты, приверженцы консервативного течения в возрожденческой мысли интерпретируют современность с позиций классического буддизма, не ждут обретения мудрости и духовного освобождения в земной жизни, то «модернизаторы», напротив, дают современное научно-рациональное толкование основных положений учения, стремясь к тому, чтобы буддийский мир стал современным. Они особенно внимательны к тем сторонам учения, которые совместимы со светскими идеями и прогрессивным развитием общества. «Модернизаторы» выступают за упрощение и удешевление ритуала, преодолевая упорное сопротивление «охранителей».

Традиционно монахам запрещается заниматься политической деятельностью. Однако этот запрет неоднократно пытались обойти. Так, кампучийские буддисты, объясняя в 1970-х гг. свою активность, заявляли: «Монахи должны подражать Будде, а Будда трудился не только ради своего благополучия, достижения нирваны, но ради счастья всего мира». Для революционеров Лаоса не существовало противоречия между учением Будды Гаутамы, указывающим путь, который позволяет человеку избежать страданий, и революцией во имя народного счастья.

Кульминацией буддийского возрождения в Шри-Ланке стало движение Сардовайя Шрамадана, возникшее в 1958 г. под влиянием учения Ганди. Его цель – построение общества на буддийско-индуистских принципах равенства, взаимности, любви, духовного пробуждения личности как условия духовного пробуждения общества и мира. Универсальное учение Будды члены общины использовали с тем, чтобы снять межобщинную напряженность в стране. В буддийских храмах, в христианских церквах, в мечетях, переходя из деревни в деревню, они служили литургии, включая в них компоненты разных религий.