КалейдоскопЪ

Государства «правящих идеологий»

К «идеологическим» следует отнести государства, созданные во имя реализации наднациональной идеи или руководствующиеся ею. Это государства, исповедующие идеи панисламизма, арабского национализма, сионизма и т. д., а также страны, избравшие в качестве государственной идеологии догматизированный и вульгаризированный марксизм.

В результате революции 1978–1979 гг. была образована Исламская Республика Иран. В основе ее государственной идеологии лежит выдвинутая аятоллой Хомейни в 1971 г. концепция «велаят-с-факих» – правление мудрого мусульманского законоведа, который должен вести общество по предначертанному Аллахом пути к идеалу – «государству ислама», не знающему ни социального, ни экономического, ни национального неравенства.

В Пакистане воплощается в жизнь индостанская разновидность мусульманского национализма, отталкивающегося от представления о мусульманах Индии как о полноправной нации, имеющей право на государственность. Доминантами его официальной идеологии в момент образования государства (1947) были: исламское правительство, исламское государство, исламская конституция, хотя никто точно не определил, что это такое. Однако, как и в других подобных государствах, политика строилась на прагматизме, направленном на укрепление национального единства, модернизацию и т. д. В «Резолюции о целях», которая легла в основу Конституции Пакистана, говорится, что суверенитет во Вселенной принадлежит Богу, а верховная власть передана им государству.

К «идеологическим» государствам относятся Сирия и Ирак. Их идеология баасизма провозглашает следующие цели: арабское единство, свобода, социализм во имя возрождения арабской нации.

Израиль с момента своего образования в 1948 г. существует под знаменем сионизма – националистической идеологии, стержнем которой является представление о мировом еврействе как едином народе, который должен воссоединиться на Земле обетованной. Здесь будет создано социалистическое общество с «нормальной» общественной пирамидой.

К «идеологическим» государствам примыкают также страны, избравшие особый, «третий» путь развития (Индия, Таиланд, Бирма и др.). Это попытка найти альтернативу как капитализму, так и социализму. Они обещают «земной рай» в духе социальных установок религиозных доктрин, религиозно-философских учений, древних книг, национальных традиций. Подобные идеологии существуют в разных странах Востока, часто конкурируя с официальными, иногда приобретая ранг «государственных».

На конференции «Тунисско-германский диалог» (февраль 1984 г.) представитель Туниса Абдель Ваххаб Бухдиба говорил: «Наш опыт развития показывает, что нас не могут удовлетворить идеалы, которые на деле являются высшими европейскими идеалами, которые вы так или иначе пытаетесь навязать нам или, по крайней мере, сделать привлекательными в наших глазах». Западные модели развития, по словам бывшего президента Алжира Бен Беллы, потерпели фиаско в третьем мире и даже на самом Западе.

Идеологи «особого», или «третьего», пути критикуют также советскую, китайскую и другие модели социализма и концепцию «социалистической ориентации», не приемлют широкую национализацию средств производства, жесткое планирование в области экономики, ограничения предпринимательской инициативы, политический радикализм и пр.