КалейдоскопЪ

Паназиатизм

В 1960-х гг. появились первые признаки оживления паназиатизма – в форме консолидации азиатских народов на расовой основе. Дань паназиатизму как концепции единства цели и действий азиатских народов в борьбе против неоколониализма и империализма отдал Дж. Неру. В соответствии с этой идеей азиатские народы должны объединить свои усилия «в политической, экономической и культурной областях, с тем чтобы Азия стала нашей собственной сферой интересов».

О жизненности паназиатизма, в частности на Филиппинах, свидетельствует популярность Кларо Ректо, националиста, пропагандировавшего в 1960—1970-х гг. лозунг «Азия для азиатов». Для Ректо «великим уроком и великим образцом для подражания» была Япония, как пионер паназиатизма до Второй мировой войны. После войны, когда у японцев прошла горечь военного поражения и вызванное этим чувство неполноценности, японская экономика стала серьезной угрозой могуществу США и Европы. Фактически в новой форме воскрешалась старая концепция «Великой восточной сферы процветания» под эгидой Японии.

Популярный лозунг современных националистов «Азиатизация Азии» – также вызов западной либерально-демократической модели общественного устройства: Азия противопоставляет западному индивидуализму патерналистскую форму власти в интересах общества. По мнению сингапурского министра информации и искусства Джорджа Йоу, рождается новая цивилизация на базе конфуцианства, даосизма и буддизма махаяны. «Азиатизация Азии», характерная прежде всего для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, развивалась параллельно и отчасти в русле формирования общественной мысли стран так называемого третьемирского сознания, которое особо проявило себя в 1960– 1970-е гг.