КалейдоскопЪ

Культурная революция

Сразу же после прихода к власти большевики попытались превратить культуру «из орудия капитализма в орудие социализма», т. е. создать новую, социалистическую культуру и воспитать «нового» человека. Были национализированы важнейшие «инфраструктурные» элементы культуры, просвещения, задавлена частная пресса. Развернулась невиданная по своим масштабам и н д о к т р и н а ц и я населения (внедрение марксистско-ленинской идеологии и революционное воспитание). Поскольку главным препятствием на этом пути было не влияние иных идеологий (в массах они не получили широкого распространения), а неграмотность большей части населения и сохранение, пусть и в существенно ослабленном виде, религиозного сознания, большевики попытались организовать массовое обучение грамоте и начать атаку на церковь (закрывали храмы, репрессировали священнослужителей и т. д.). Однако у них не нашлось достаточно сил, и они временно смирились с существованием чуждого им института.[13]

Окончание Гражданской войны и переход к нэпу оказали благотворное влияние на культуру. Предшествующие традиции Серебряного века и бурные, но затихавшие изменения революционной эпохи привели к активному поиску новых форм, сюжетов, расцвету ряда художественных направлений и школ, некоторые из которых (советский авангардизм, конструктивизм и др.) оказали в дальнейшем заметное влияние на мировую культуру. Но от задач культурной революции, создания социалистической культуры и соответствующего новому обществу человека большевики не отказались. С 1922 г. при помощи ГПУ начал усиливаться контроль за интеллигенцией. За границу было выслано более 160 крупных деятелей науки и культуры, создан Главлит – цензурный комитет и т. д. Воспользовавшись страшным голодом, в 1922 г. власти обрушили удар на Русскую православную церковь. «…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий», – писал Ленин. Развернулся антицерковный террор, жертвами которого стали около 20 тыс. человек. Внутри РПЦ с помощью ОГПУ было создано лояльное большевикам «обновленческое течение». Расколов церковь, большевики сумели поставить ее под свой контроль и в целом добиться политической лояльности духовенства.

С середины 1920-х гг. давление власти на культуру усилилось, а с конца 1920-х гг., со свертыванием нэпа, началось наступление «на культурном фронте». Были созданы жестко контролируемые властями единые союзы писателей, композиторов, архитекторов и пр., стали пресекаться малейшие отклонения от партийной линии и принципа социалистического реализма. Десятки тысяч представителей творческой интеллигенции были репрессированы. Беспрецедентные усилия предпринимались для развертывания пропаганды, насаждения культа Сталина, веры в коммунистические идеалы и в успехи на пути строительства социализма. Тиражи газет выросли с 2,3 млн в 1913 г. до 38,4 млн в 1940 г. По числу экземпляров газет на 1000 человек населения СССР с 1930-х гг. вышел на уровень развитых стран конца XIX в. Вместе с тем наибольшие успехи были достигнуты в 1920-е гг., а в 1930-х гг. эти показатели стали сокращаться, и накануне Великой Отечественной войны СССР несколько отставал от Японии, Австрии и США.

С 1929 г. началось новое наступление на церковь, сопровождавшееся массовым закрытием храмов и монастырей, репрессиями тысяч священнослужителей. Однако, несмотря на все усилия, добиться полной победы атеизма не удалось. Согласно материалам Всесоюзной переписи населения 1937 г., лишь 43 % взрослого населения СССР признали себя неверующими.

В 1920-х гг. дефицит средств сдерживал усилия по развитию народного образования. Через пункты ликвидации неграмотности (ликбезы) в 1920–1926 гг. прошло 5 млн человек. Но в целом доля грамотных в 1917–1926 гг. выросла не столь значительно – с 42,8 до 51,1 %. В 1930 г. по числу учащихся начальных и средних школ на 1000 человек населения (113) СССР находился на уровне Германии 1840 г. (113), Франции 1860 г. (108) и заметно уступал Японии 1914 г. (146). В 1930 г. была поставлена задача введения всеобщего начального (четырехлетнего) обучения и ликвидации неграмотности. Решить ее в основном удалось к концу 1930-х гг. Доля грамотных среди мужчин к 1937 г. составила 86 %, среди женщин – 66,2 %. По числу учащихся начальных и средних школ на 1000 человек населения (183) СССР к 1940 г. обогнал ряд европейских стран и уступал лишь Японии (195) и США (214). Это были существенные успехи.

Потребности индустриализации в специалистах способствовали стремительному росту высшего и среднего технического образования. Если в 1930 г. по числу студентов на 10 тыс. человек (17) СССР уступал Франции (19), Германии (20), Японии (28) и другим странам, то уже в 1940 г. он уже опережал их (42), отставая лишь от США (108). Благодаря увеличению финансирования, массовому созданию научно-исследовательских учреждений, а главное, сохранившемуся во многом прежнему научному потенциалу, заметных результатов удалось добиться в физике, химии, генетике, селекции и технике. Однако сталинский террор затронул тысячи ученых и конструкторов. Были разгромлены целые научные школы и направления в науке, прерваны разработки реактивных двигателей, ракетной, радиолокационной техники и др.

В результате культурной революции власти смогли установить жесткий контроль над духовной сферой общества. Большинство городского и часть сельского населения восприняли марксистско-ленинскую идеологию, появилась новая «социалистическая интеллигенция», возникла «социалистическая» культура. Тем самым были заложены основы «духовного воспроизводства» советского режима. По-видимому, это был первый в мире опыт столь массовой нерелигиозной индоктринации населения страны. Этот опыт использовали в дальнейшем тоталитарные режимы во многих странах.