КалейдоскопЪ

Новый курс

Через два дня после указа о назначении Путина премьером вооруженные формирования чеченцев и дагестанских ваххабитов вторглись на территорию Дагестана. Ельцин передал все полномочия по координации действий силовых структур Путину, и тот смог организовать вооруженный отпор. В ходе ожесточенных сражений в августе—сентябре боевики были разгромлены и отброшены в Чечню. За этим в сентябре 1999 г. последовала серия взрывов жилых домов в Буйнакске (где погибло 62 человека), Москве (226 человек погибших) и Волгодонске (17 человек погибших). Гибель более трехсот мирных жителей вызвала в обществе волну страха, паники и недоверия к российским спецслужбам.

1 октября 1999 г., невзирая на протесты части политических сил, российские войска были введены в Чечню. Ожесточенное сопротивление боевиков вызвало серьезные потери (сопоставимые с потерями в первую чеченскую, а в ежегодном исчислении – в афганскую войну). Погибло от 10 тыс. до 20 тыс. человек мирного населения. Тем не менее общество встретило вторую чеченскую войну куда с большим одобрением, чем первую. К 2001 г. крупные вооруженные формирования боевиков были в основном разгромлены.

Рейтинг Путина, зарекомендовавшего себя в глазах общества дееспособным и решительным человеком, стремительно рос. Однако наиболее реальными кандидатами на победу в парламентских выборах (служивших, по сути, важнейшим этапом выборов президентских) по-прежнему выступали коммунисты и блок Примакова—Лужкова «Отечество – Вся Россия». Их поддерживали широкие слои региональной, часть федеральной элиты и некоторые олигархи, включая В. А. Гусинского и его телеканал НТВ. В противовес им президентским окружением было создано движение «Единство» во главе с популярным министром по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу. Неформальным лидером движения стал Путин. Его растущая популярность и поддержка со стороны президентской администрации, части деловой элиты, большинства телеканалов обеспечили блестящую победу «Единству». На выборах в Думу 19 декабря 1999 г. оно набрало 23,3 % голосов, в то время как «Отечество – Вся Россия» – лишь 13,3, коммунисты – 24,3, либеральный «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов и И. М. Хакамада) – 8,5, ЛДПР и «Яблоко» (во главе с Г. А. Явлинским) – примерно по 6 %.

Вечером 31 декабря 1999 г. президент Ельцин предпринял последний неожиданный ход. Он заявил о своей отставке и извинился перед народом за то, что не смог в полной мере выполнить своих обещаний, оправдать возлагавшиеся на него надежды. Исполняющим обязанности Президента РФ стал Путин. В марте 2000 г. на досрочных президентских выборах он одержал убедительную победу, выиграв уже в первом туре голосования. Подобный способ передачи власти, не встречающийся в западных демократиях и характерный скорее для некоторых развивающихся стран, наглядно показал, что, несмотря на огромный путь, пройденный Россией в 1990-е гг., дистанция, отделяющая ее от стабильной и развитой демократии, остается еще очень серьезной.

Новый президент заявил о своих приоритетах – укреплении государства и рыночных реформах в экономике. Были восстановлены отдельные элементы советской символики, в частности мелодия гимна СССР. Начался быстрый рост финансирования спецслужб и армии. С целью централизации власти, преодоления тенденций к региональному сепаратизму, координации деятельности правоохранительных органов на местах были организованы 7 федеральных округов. Законодательство республик, краев и областей было приведено в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. В результате реформы Совета Федерации вместо губернаторов туда вошли представители регионов, избранные соответствующими законодательными собраниями. Это позволило начать процесс укрупнения регионов за счет ликвидации входивших в состав ряда краев и областей автономных национальных округов. Началась реформа государственной службы и правительства.

Была проведена реформа партийной и избирательной системы. В итоге отменены выборы по одномандатным округам, повышен порог голосов для прохождения в Думу партий, увеличены требования к численности их членов и региональных организаций, финансовой прозрачности их деятельности. Еще до окончательного вступления в силу всех новаций реформы количество партий резко сократилось, выросло влияние на них исполнительной (президентской) власти. На выборах в Государственную думу в 2003 г. партия «Единая Россия» получила 37,5 % голосов (по списку), вместе с «одномандатниками» и вступившими в партию депутатами она контролировала 306 мандатов, т. е. имела конституционное большинство. КПРФ набрала лишь 12,6 % голосов, а СПС и «Яблоко» вовсе не попали в Думу.

Стремительную централизацию и укрепление президентской власти подтолкнули страшные террористические акты в Москве в 2002 г. (захват чеченскими террористами зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке) и в городе Беслан в Северной Осетии в 2004 г. (захват школы с более чем 1200 детьми и взрослыми). После Беслана была фактически отменена выборность губернаторов и президентов субъектов Федерации. Теперь их стали выбирать региональные законодательные собрания по представлению президента. Другими элементами президентского курса, позволявшими говорить о формировании в России нового политического режима «управляемой демократии», стало установление контроля государства (прямого или через государственные или дружественные компании) над всеми информационно значимыми телеканалами и большинством печатных СМИ, а также борьба с некоторыми олигархами и начавшийся передел собственности.

Эпоха 1990-х гг. для России была отмечена невиданными после Февраля 1917 г. свободами. Однако они совпали с острейшим социально-экономическим кризисом, резким ослаблением государства, первоначальным накоплением капитала со всеми его негативными последствиями, валом преступности, исчезновением уже привычного статуса великой державы и потому оказались дискредитированы в глазах значительной части масс, тосковавших по «порядку» и «сильной руке».

Курс Путина, совпавший с фазой начавшегося восстановительного роста, быстрого увеличения мировых цен на нефть и ознаменованный централизацией государства, возрождением ряда имперских традиций, был с одобрением воспринят большинством общества, уставшим от смут и сохранившим многие традиционные «государственнические» стереотипы. Небывалую популярность Путина подтвердила его убедительная победа на президентских выборах 2004 г. (уже в первом туре).

В целом политическая ситуация в постсоветской России была куда более острой, чем в посткоммунистических странах Восточной Европы (за исключением Югославии). В 1991–1993 гг. фактически существовало двоевластие, затем страна пережила две кровопролитные чеченские войны, а с конца 1990-х гг. началась стремительная централизация власти, стали нарастать авторитарные тенденции. Эти особенности отражали как глубину социально-экономического кризиса, последствия распада Советского Союза, так и специфику политической культуры. Она отличалась гораздо большим влиянием коммунистических и авторитарно-патерналистских традиций, а также слабостью либеральных представлений и такого сплачивавшего общество фактора, каким в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) послужил их европейский выбор, стремление максимально интегрироваться в европейские и трансатлантические структуры.

Ключевой проблемой для России вновь является вопрос о том, сумеет ли страна совместить укрепляющееся государство с гражданскими свободами и демократическими механизмами или же вновь повторит привычный цикл «реформы—контрреформы – социально-политические потрясения». Уровень ВВП на душу населения в стране (в 2005 г. – более 11 тыс. долл. с учетом паритета покупательной способности) приближается к нижней грани, за которой, как свидетельствует мировой опыт, становится возможным существование стабильных демократических режимов. Все зависит от правящей элиты и настроений широких масс.