КалейдоскопЪ

«Революция менеджеров». Новые формы стратификации западного общества

Начиная с 1920-х гг. социологи пытались осмыслить изменения, происходившие в социальной структуре индустриального общества. Первоначально основное внимание уделялось росту значимости управленческих кадров. Основоположник институционализма Т. Веблен в своих трудах доказывал, что этот процесс ведет к ненасильственному установлению режима технократии («режима трудового мастерства, управляемого техниками»). Он считал, что иерархичная система производственного управления, основанная на профессиональной компетенции, со временем охватит все сферы общественной жизни. В 1941 г. американский социолог Дж. Бернхем окончательно сформулировал тезис о «р е в о л ю ц и и менеджеров» – глобальном социальном перевороте, связанном с вытеснением класса капиталистов новой технократической элитой и заменой классовой борьбы на планомерное общественное развитие.

Выводы о глобальных последствиях «революции менеджеров» оказались преувеличенными. Однако они имели под собой немалые основания. Под влиянием процессов социализации собственности и дифференциации рынка наемного труда прежняя пирамидальная социальная структура, при которой буржуазно-аристократическая элита противостояла огромной пролетарской массе, сменилась ромбовидной моделью. Преобладающие в ней представители «новых средних слоев» вместе с высококвалифицированными рабочими и значительной частью фермерства составили особое социокультурное пространство, которое невозможно было идентифицировать как «буржуазное» или «пролетарское». Тем самым разрушалась биполярная система социализации личности. На смену ей приходил более гибкий социальный порядок, формирующийся вокруг статусных групп – с т р а т.

Первые шаги по осмыслению новой модели социализации были предприняты в середине XX в. американскими социологами У. Уорнером, Т. Парсонсом, К. Дэвисом, У. Муром, М. Тьюменом. Это поколение исследователей рассматривало страты как общности, членство в которых определяется стремлением самого индивида следовать определенному стандарту поведения, поддерживать определенный образ жизни и в конечном счете его собственными притязаниями на принадлежность именно к данной общности. Таким образом, становление новой социальной структуры индустриального общества значительно повышало значимость самоидентификации человека, его собственных социальных ориентиров, психологических и мировоззренческих установок.

У. Уорнер в течение 1930-х гг. изучал жизнь разных слоев американского общества, а с 1941 г. начал публиковать многотомное издание «Янки-сити». Под этим вымышленным символическим названием он описывал «типичный» американский город – «сеть социальных отношений», своего рода зеркальное отражение нового общества. Уорнер предложил особую модель социальной иерархии, включающую «высший высший», «высший», «высший средний», «средний», «низший средний», «высший низший» и «низший» классы. Само понятие «класс», использованное Уорнером, имело относительный характер и обозначало совокупную характеристику уровня доходов и образования, моделей потребления, представлений о социальном престиже, этнической и религиозной принадлежности. Уорнер доказывал, что для принадлежности к такому классу человеку необходимо иметь не только определенный набор статусных признаков, но и ярко выраженную мотивацию, ощущение идентичности с этой группой. По мере повышения общего уровня жизни и смягчения социальных конфликтов именно такая психологическая установка превращалась в ключевой фактор социализации личности.