КалейдоскопЪ

Научно-техническая революция

Важным фактором экономического роста в послевоенные десятилетия стала радикальная перестройка технологической базы производства. Поскольку этот процесс был неразрывно связан с фундаментальными научными открытиями, он получил емкое название научно-технической революции (НТР).

Предпосылки НТР складывались на протяжении первой половины XX в. и были связаны с завершением электрификации производства, формированием современной транспортной и коммуникационной инфраструктуры, массовым переходом к конвейерной организации труда. В тот же период были сделаны и фундаментальные научные открытия – явление радиоактивности, волновые свойства электрона, квантовая модель атома, аппарат квантовых расчетов, теория относительности. Происходило становление так называемой неклассической научной картины мира, основанной на признании относительности методов и результатов познания, необходимости междисциплинарного синтеза, отказа от идеи преобладания линейных причинно-следственных связей в природных и социальных процессах. Это обусловило развертывание перспективных исследований в смежных областях наук: биохимической, астрофизической, химико-физической, экономико-географической, социально-экономической, историко-психологической.

В 1940-х гг. развитие научно-технологической базы производства было деформировано военной конъюнктурой. Но в то же время война способствовала мощному рывку в разработке новейших технологий в машиностроении, авиационном производстве, приборостроении, химическом производстве, а также ускоренному внедрению технических новаций в производственный процесс. В дальнейшем многие достижения военно-промышленного комплекса были с большим эффектом использованы в самых разных отраслях производства. Особую роль сыграл накопленный в годы войны опыт сосредоточения финансовых, интеллектуальных, административных, сырьевых, энергетических ресурсов для прорыва в развитии стратегических направлений научно-технического прогресса.

В послевоенные годы магистральным направлением НТР являлась комплексная механизация и автоматизация производства. В ходе ее сформировалась четырехзвенная производственная машинная система – к орудиям труда, источникам энергии и связующим их механизмам добавилось автоматическое управление, сердцевиной которого стала электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Впоследствии ЭВМ стали также называть компьютерами (англ. computer – вычислять).

Первые компьютеры, работавшие на электронных лампах, были созданы в США во второй половине 1940-х гг. Для ввода информации в них использовались перфокарты – картонные карточки с комбинацией отверстий, набитых по определенному коду. Это позволило отказаться от огромных рулонов бумажной ленты, на которых ранее распечатывались данные, и унифицировать труд операторов. Набор правил, по которым «умные машины» считывали информацию с перфокарт, получил название «программное обеспечение» (sofware).

С середины 1950-х гг. для производства компьютеров стали использоваться транзисторы – миниатюрные электрогенераторы из полупроводниковых кристаллов. Это значительно уменьшило размеры ЭВМ и потребление ими электроэнергии. Началось серийное промышленное производство ЭВМ и их использование для оснащения производства станками с программным управлением, автоматизированными конвейерными линиями, робототехникой. Бесспорным лидером по коммерческому использованию ЭВМ оставались США. В 1960 г. здесь функционировало уже 4267 «умных машин». В США размещались и крупнейшие производители компьютерной техники – концерны IBM, Intel, Hewlett Packard.

Не менее революционные изменения в технологической базе производства произошли благодаря успехам химической и физической науки. Начался переход к производству новых продуктов с заранее заданными свойствами. На смену механическим формообразовательным макропроцессам в производстве пришли электроэнергетические и физико-химические микропроцессы, происходящие на молекулярном и атомном уровне.

Важную роль в переоснащении производства сыграло развитие энергетики.[21] К 1970 г. уже 10 % электроэнергии в Великобритании вырабатывалось на АЭС, в ФРГ и во Франции – 3 %, в США – 2 %.

Развертывание НТР отразилось на характере сельскохозяйственного производства, дав толчок «второй аграрной революции». При общем сокращении площади обрабатываемых земель американским и западноевропейским фермерам удалось значительно увеличить выпуск продукции. Это произошло благодаря интенсификации процесса обработки земли и технологии животноводства, комплексной механизации аграрного сектора, росту капиталоемкости сельскохозяйственного производства. Значительно расширилось применение искусственных удобрений – пестицидов, гербицидов, инсектицидов. Так, во Франции использование нитратных удобрений увеличилось с 186 тыс. т в 1946 г. до 846 тыс. т в 1966 г. Реальные результаты начали приносить селекционные исследования в области растениеводства и животноводства. Широкая поддержка со стороны государства, в том числе закупки сельхозпродукции у производителей по твердым ценам, компенсирующим потери от неблагоприятной рыночной конъюнктуры, обеспечивала устойчивый приток капитала в аграрный сектор. Все это позволило в 1960-х гг. впервые за долгое время уравнять темпы развития сельского хозяйства и промышленности.

Столь же бурно в этот период развивалась транспортная инфраструктура и сфера услуг. Автоматизация управления движением, механизация погрузочно-разгрузочных работ, использование электровозов и тепловозов на двигателях внутреннего сгорания, специализация подвижного состава разительно видоизменили железнодорожный транспорт. Во многих странах началось создание скоростных региональных транспортных сетей. Метро превратилось в наиболее доступный способ массовых пассажирских перевозок в мегаполисах. Столь же быстро менялся и автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт. С 1958 г. в мире стало производиться более миллиона автомобилей в год. В этот период общий рост уровня потребления впервые позволил семьям среднего достатка, в которых работали оба супруга, иметь два автомобиля. Тем самым автомобиль одержал окончательную победу над городским общественным транспортом. После создания в 1949 г. первых реактивных пассажирских авиалайнеров воздушное пассажирское сообщение также превратилось в доступный и относительно дешевый вид услуг. В 1969 г. первый полет совершил «Боинг-747», способный вмещать до 500 человек.

Символом мощи человеческого гения стало начало космической эры. В 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, а после полета Ю. Гагарина в 1961 г. началось освоение космоса человеком. Спустя восемь лет американец Н. Армстронг ступил на поверхность Луны. Космические полеты очень скоро начали использоваться в коммерческих целях. Еще в 1960 г. в США были запущены первые спутники, обеспечивавшие телефонную связь, а в 1962 г. на орбиту был выведен и первый телевизионный спутник. Это означало настоящую революцию в средствах связи и стало прологом к формированию мирового информационного пространства.

Стратегические направления НТР – компьютеризация, освоение космоса, использование новых источников энергии, создание искусственных материалов – предопределили движение научно-технического прогресса на десятилетия вперед. В то же время НТР была неразрывно связана с эволюцией индустриальной модели массового производства и, несмотря на революционные изменения в самых разных сферах, не могла изменить экономическую сущность этой ресурсозатратной системы. Решающим фактором экономического роста по-прежнему оставалось экстенсивное наращивание производственных мощностей и товарных потоков, основанное на увеличении нормы капиталовложений, привлечении все большего количества рабочей силы, возрастании энергоемкости производства. Показательно, что в 1951–1973 гг. в ведущих странах Запада объем капиталовложений составлял 24 % от ВВП, что значительно превышало данные не только за предыдущие периоды, но и статистику конца XX в.