КалейдоскопЪ

Ульрих Цвингли и Жан Кальвин у истоков швейцарского благополучия

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531). Ульрих родился в зажиточной крестьянской семье, но по решению семьи готовился в священники. В школе он писал стихи и освоил игру на всех музыкальных инструментах. В Венском и Базельском университетах Ульрих изучил древнееврейский язык, Священное Писание и классическую литературу. Серьезное влияние оказали на него базельский богослов Виттенбах и переписка с Эразмом Роттердамским. Ульрих получил степень бакалавра, а затем и магистра философии, стал служить в качестве приходского священника. Интересными были не только его проповеди, но и литературные произведения. Гнетущее впечатление на него производила практика отправки швейцарских военных отрядов на службу иностранным государствам, так как на этом грел руки ограниченный круг лиц. К идее о необходимости реформирования католической церкви Ульрих Цвингли пришел практически одновременно с Мартином Лютером, разница в возрасте с которым составляла лишь несколько недель.

Цвингли был решительным сторонником республики и, в отличие от Лютера, обличал тиранию монархов и князей. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов священник Цюрихского собора Ульрих Цвингли обнародовал основные положения своего учения. В проповеди в 1522 г. он высказался против постов и безбрачия священников. Во время религиозного диспута 23 января 1523 г. Цвингли привел шестьдесят семь тезисов, которые были поддержаны городским советом Цюриха, устроившим этот диспут. По решению совета были проведены серьезные изменения: католическая месса и поклонение иконам были прекращены; богослужение упрощалось; латинский язык заменялся немецким; монастыри были реорганизованы в школы, приюты и госпитали, а их имущество секуляризировано; безбрачие духовенства упразднялось. Совет Цюриха стал сам распоряжаться церковными делами, не подчиняясь епископу. В Цюрихе горожане стали избирать пасторов и магистрат. А Цвингли легализовал свой тайный брак с Анной Рейнхардт.

Реформация в Швейцарии развивалась независимо от Лютера. Очный марбургский диспут между Лютером и Цвингли по спорным вопросам не привел к соглашению. Реформаторы увязли в богословских спорах.

Свое учение Ульрих Цвингли изложил в специальном трактате. Его приняли в ряде кантонов Швейцарии и во многих вольных городах Германии. Но лесные кантоны остались верны католицизму. Договор о праве кантонов устраивать церковные дела по своему усмотрению был нарушен междоусобной войной. Цюрихцы в сражении 1531 г. были разбиты, а Цвингли убит. На месте гибели в XIX в. Ульриху Цвингли был поставлен памятник.

Жан Кальвин был сыном нотариуса и родился в 1509 г. во Франции. Юриста, несмотря на обучение в Парижском университете, из Жана не получилось. Он стал заниматься теологией и в 1532 г. получил докторскую степень за свой научный труд — комментарий к трактату Сенеки «О кротости». В этом же году он стал протестантом, а в следующем за составление речи «О христианской философии» ему пришлось бежать из Парижа на юг Франции. В 1535 г. в Париже сожгли шесть протестантов, и Кальвин перебрался в Базель.

В 1536 г. в Базеле выходит его труд «Наставление в христианской вере». Затем по приглашению реформатора Гийома Фареля Жан Кальвин начинает проповедовать в Женеве. Свои взгляды на реформацию он изложил в «Катехизисе», который и был единогласно принят городским советом в 1537 г. Вскоре под давлением оппозиции Фарелю и Кальвину пришлось уехать из Женевы. Кальвин оказался в Страсбурге, где продолжал свою лекционную, проповедническую и литературную деятельность, а также женился. Тем временем в Женеве все политические противники Кальвина были казнены или погибли за свои попытки вернуть влияние католической церкви.

В 1540 г. Кальвин вернулся в Женеву, и генеральное собрание граждан утвердило подготовленный им проект устава церкви. Государственное устройство Женевы приобрело строго религиозный характер. В руководящем городском органе — малом совете — Кальвин имел огромное влияние. С противниками «женевского папы» разговор был коротким — смерть или изгнание из города. Религиозный режим отличался суровостью: театры закрылись, зеркала были разбиты за ненужностью, изящные прически «вышли из моды».

Женева стала центром Реформации, а кальвинизм получил широкое распространение за пределами Швейцарии. В 1559 г. Кальвин открыл Женевскую академию, где готовились протестантские проповедники. В 1564 г. он прочитал свою последнюю лекцию и умер. Был похоронен без церемоний, без памятника на могиле — ее местонахождение неизвестно.

Но в библиотеках Швейцарии сохранилось около трех тысяч рукописных проповедей и лекций Жана Кальвина. Известно около 1300 его писем на самые разные темы.

Жан Кальвин не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал лишь воскресенье, а в церковной иерархии — только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возможность изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпринимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. В общине, которая сама избирала и контролировала своих руководителей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю», — говорили современники.

Идеи Кальвина легли в основу мировоззрения, характерного для новой буржуазной реформы — индивидуализма. Еще сильнее оказалось влияние его идей в целом ряде стран. Под знаменем кальвинизма Нидерланды освободились от власти Филиппа II. В Шотландии пресвитерианская церковь была основана учеником Кальвина Джоном Ноксом. В Англии победила буржуазная революция. Но сначала было слово.